Moscow Music and Peace Festival. Фото: stasnamin.ru
Концерт в "Олимпийском" в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и первое выступление Pink Floyd в Москве; дебютный Московский Международный Рок-Фестиваль в "Лужниках" и "Монстры рока" на Тушинском аэродроме – М24.ru вспоминает самые яркие концерты в истории города. Концерты, пропустить которые было невозможно и о которых еще годами говорили не только меломаны, но и большая часть жителей столицы.
Первый московский международный рок-фестиваль (Moscow Music and Peace Festival) в "Лужниках". 12-13 августа 1989 года
Организаторы: Центр Стаса Намина, Дог МакГи, Make a Difference Foundation и Eurotruk
Выступали: Бригада "С", Нюанс, Gorky Park, Cinderella, Skid Row, Scorpions, Montley Crue, Bon Jovi, Оззи Осборн, Джейсон БонэмИзначально Стас Намин планировал учинить мероприятие куда более скромное по масштабу — антинаркотический фестиваль в "Олимпийском" с участием пары-тройки западных звезд. Но неожиданно нарвался на окрик из ЦК в лучших традициях "старой школы": "наркомания в СССР еще не стала такой проблемой, чтобы тащить сюда иностранных попрыгунчиков". В это же время продюсерский центра Намина вел долгие и сложные для обеих сторон переговоры насчет концерта Bon Jovi в "Лужниках". И буквально в течение года все обстоятельства неожиданно сошлись в одной точке.
Moscow Music and Peace Festival. Фото: stasnamin.ru
Во-первых, все музыкально просвещенное человечество готовилось отпраздновать 20-летие легендарного фестиваля в Вудстоке. Во-вторых, Док МакГи, менеджер Bon Jovi и Montley Crue, попался на контрабанде героина и по решению суда был вынужден основать фонд для борьбы с алкоголизмом и наркоманией. В третьих, начальство, наконец, дало "добро", в последний момент поставив визу. Из -за этого, кстати, афиши начали клеить только в первых числах июля. Московская пресса (а колонку про современную музыку к тому времени у себя не держал либо ленивый, либо совсем уж ретроград) пророчила фестивалю полнейший провал, рассказывая про "неактуальность и ненужность хэви-метала советской молодежи, признающей ныне только отечественный социальный рок".
Первыми к кассам "Лужников" подтянулись нескончаемые вереницы билетных спекулянтов. Но их надежды на баснословные барыши в первый же день фестиваля оказались разбитыми вдребезги: за полчаса до начала концерта администрация стала продавать билеты всем страждущим прямо перед входом на поле Большой спортивной арены по три рубля, то есть втрое ниже номинальной цены. Грустные "спекули", теснимые толпой, уговаривали купить у них лишние билетики хотя бы по рублю. На них не обращали внимания.
Организация мероприятия демонстрировала одновременно блеск и нищету. В центре поля БСА смонтировали роскошную "фирменную" двойную вращающуюся сцену (почему-то декорированную звездами с американского флага), на которой одновременно могла играть одна группа и настраиваться другая. Но между выступлениями все равно возникали огромные паузы. Безопасность обеспечивало чудовищное количество военных и милиции в сочетании со вполне культурными гражданскими "секьюрити" в пиджаках и с галстуками. Таких концертная Москва доселе не видела - вместо того чтобы бить дубинкой гражданина, пойманного с напитками в стеклянной таре, они просто заставляли его выпить принесенное на месте или вылить на землю, а потом уже спокойно пропускали на стадион.
Ричард Самбора (Bon Jovi), Стас Намин, Клаус Майне (Scorpions). Фото: stasnamin.ru
Открывавших фестиваль Skid Row московская публика не заметила, несмотря на всю харизму похожего на нынешних фотомоделей вокалиста Себастьяна Баха. Последовавшую затем отечественную "обойму" из "Нюанса", "Бригады С" и Gorky Park большинство зрителей дружно проигнорировало, променяв "отечественный социальный рок" на распитие тех самых напитков за оградой стадиона. По-настоящему зажечь зрителей смогла только группа Cinderella, которую сменили отвязные хулиганы из Montley Crue. А затем на сцену вышел Оззи, великий и ужасный. В смысле небезызвестный всему миру поедатель голубей и летучих мышей Оззи Осборн.
Согласно официальной биографии, Оззи и его команда как начали с двух бутылок виски прямо на летном поле "Шереметьево-2", так до самого концерта и не остановились. И хотя пьяный вдрызг Осборн пел ничуть не хуже, чем трезвый, - не путал слова, исправно носился по сцене и поливал передние ряды водой из ведра, основные аплодисменты снискал все равно не он, а новый гитарист группы Закк Уайлд, выдававший совершенно немыслимые соло. Кстати, на следующий день, когда у Оззи была назначена экскурсия по городу, неожиданно полил ледяной осенний дождь. Стоя в гордом одиночестве посреди Красной Площади и глядя на стены мокрого Кремля, живая легенда мирового хард-рока задумчиво изрекла: "Да, жить в этой стране и не пить... просто невозможно!". Неудивительно, что на борт самолета музыканты поднялись вместе с двумя ящиками "Столичной".
Scorpions, которые сменили Оззи, публика приняла "на ура". Сразу стало ясно, кто именно является хэдлайнером этого фестиваля. Балладу Still Loving You вместе с ними пел весь стадион. Да так, что сразу стало ясно - уже никто, ничто и никогда не сможет поколебать популярности этой группы на одной шестой части суши. Спустя два года Scorpions станут первой и последней западной рок-группой, принятой в Кремле первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым.
Moscow Music and Peace Festival. Фото: stasnamin.ru
Завершился фестиваль выходом на сцену Bon Jovi и джем-сейшном с участием Джейсона Бонэма - сына покойного барабанщика Led Zeppelin. Будучи уверенными в том, что в России они уж точно популярнее всяких там немцев, "Боны" устроили почти часовую паузу и, в результате, выступали перед полупустой ареной. Большая часть публики, утомленная почти 11-часовым стоянием на ногах, к тому моменту уже покинула стадион. Не помогли ни коронный выход солиста в толпу, ни партизански пронесенные на сцену фейерверки, запуском которых завершилось их выступление. Считая свое участие в московском фестивале всего лишь очередной остановкой в мировом турне, американцы играли откровенно "спустя рукава" и особых аплодисментов не сорвали.
Оба концерта фестиваля посетило в общей сложности около 120 000 человек, и это был первый "открытый" концерт такого масштаба в СССР. Сразу же после отъезда музыкантов на них и на организаторов Moscow Music and Peace Festival пресса обрушила ураган критики — за "фашизм", пристрастие металлистов к черной коже, демонстрацию Томми Ли собственной голой , хм, "пятой точки" и прочая, прочая, прочая. А потом пресса и вовсе замолчала. В результате планы Стаса Намина сделать фестиваль в "Лужниках" ежегодным канули в Лету.
Результат: Впервые в СССР был организован "открытый" концерт такого масштаба, да еще и с участием звезд мирового рока. Москва окончательно утвердилась на картах продюсерских компаний в качестве точки, куда их группам стоило бы заехать во время мировых турне.
Алексей Байков