Барабанщик Cannibal Corpse Пол Мазуркевич. Фото: cannibalcorpse.net
Православные активисты начали кампанию по запрету концертов дэт-метал группы Cannibal Corpse в России, считая творчество музыкантов экстремистским. Выступления коллектива могут сорваться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Омске. Краснодарская прокуратура уже начала рассматривать заявление общественной организации "Православный союз".
Столичный концерт Cannibal Corpse должен состояться 11 октября в "Главclub". В настоящее время православный активист Дмитрий Цорионов (Энтео) отправил запросы в прокуратуру с описанием происходящего на концертах группы Cannibal Corpse, а также тексты их песен. Пока ответа от органов власти нет. В "Главclub" M24.ru рассказали, что никаких особых мер по защите музыкантов приниматься не будет. Однако, возможно, будет усилена охрана.
Мы пообщались с Дмитрием Энтео, музыкальным критиком Кириллом Глебовым и священником Максимом "Настоятелем" Курленко, исполняющим православный рэп. Они рассказали, почему дэт-метал теперь вне закона, стоит ли запрещать концерты и какую музыку можно считать богоугодной.Cannibal Corpse. Фото: cannibalcorpse.net
"В песнях Cannibal Corpse есть постоянно повторяющийся призыв к убийству священников или, например, описание насилия и убийства младенцев…все их творчество ненормально. Я считаю, что подобное недопустимо, и только глубоко больные люди с искалеченной психикой могут слушать их музыку. Ее ни в коем случае нельзя считать искусством. Это то же самое, как если кого-то вырвет, и он оставит свою табличку возле блевотины. Это просто трэш.
Что касается запретов, речь идет не о мрачной эстетике, которая присуща многим коллективам, а о тех случаях, когда люди делают себе имя на сознательном хулении Бога. Человек может слушать любую музыку, но если кто-то открыто и систематически хулит Бога и Христа, призывает жечь церкви, священников, использует казенную Библию как атрибут своего шоу. Это те случаи, когда их свобода задевает нашу свободу и провоцирует общественный конфликт.
С музыкой надо быть осторожным, потому что это инструмент, который использовался язычниками для вхождения в контакт с падшими духами. Все эти шаманские ритмы, которые сознательно применялись в том числе и в рок-индустрии. Есть масса техник манипуляций сознанием, которые активно используются – например, сверхвысокие частоты. Есть ритмы, стимулирующие альфа-бэтта-гамма волны в нашем мозгу, и постепенно мозг перестраивается на них. Например, те же электронные наркотики, активно использующиеся в хэви-металле, психоделик-трансе. Один из основателей движения – Гоа Гил – утверждал, что принцип гоа-транс музыки в том, чтобы с ее помощью входить в контакт с духами и инициироваться с ними. Если духовный человек посмотрит видео с любого опен-эйра, то увидит беснование, когда человек теряет контроль над своим разумом, и некие силы танцуют в нем - это вмешательство падших ангелов. Вообще, их называют по-разному, - духи предков, языческие боги - но это неважно.
[html]<iframe width="730" height="200" src="//www.youtube.com/embed/vEzXgsItvP4?list=RDvEzXgsItvP4" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Есть и обратная сторона – высшая форма музыки, понятие "Богословие звука", как, например, древнейшие мистические распевы византийского образца. Главное - чтобы люди благословляли Бога. Любое искусство должно будить в человеке добродетель, но нельзя идти и протестовать против всех концертов, где люди не поют о Боге. Речь идет о самых вопиющих и недвусмысленных актах богохульства.
Что касается пресловутого христианского рока, то есть группа
"Пастырь", исполняющая византийский металл. Множество классических рок-групп - от "Сплина" до "Наутилус Помпилиуса" - обращаются то ли к человеку, то ли к Богу. И люди на разных уровнях своего духовного роста могут совершенно по-разному их понимать. Также есть особый вид техно-музыки, где бит повторяет ритм биения сердца ребенка в утробе, такое антиабортное техно.
Я хорошо отношусь к проповедям в стиле рэп и считаю группы "25/17" или "Соль земли" одними из успешных миссионеров нашего времени. Они привлекают к мыслям о Боге, показывая альтернативный для современного человека культурный религиозный путь. Я слышал записи священника под ником "Настоятель" - в принципе неплохо, но у меня некоторое смущение от того, что это исполняет священнослужитель. "МС Покайся"...он на пути к церкви, к Богу, такой Константин".
[html]<iframe src="http://vk.com/video_ext.php?oid=1607364&id=161471565&hash=1021b025ad10a759&hd=1" width="730" height="400" frameborder="0"></iframe>[/html]
"В любом творчестве должна быть эстетика, даже если это неформальная музыка. Нельзя говорить правильные вещи и рядиться в отвратительных кровавых монстров. Думаю, в первую очередь важно, чтобы верующие музыканты вносили гармонию и созидание в свою музыку. Яркий тому пример - рок-музыканты старой волны, ставшие сегодня классикой русского рока. Они не копировали западный рок, смогли сделать его русским. В их музыке много глубины и смысла.
В связи с концертами, подобным Cannibal Corpse, я считаю, что нам нужна система контроля и запретов. Вседозволенность приводит только к разрушению личности. Музыка должна воспитывать, предлагать пищу для размышлений и переживаний. В нормальной системе воспитания есть запрет и табу, это нормально и правильно. Еще лет 20 назад я бы не сказал подобной мысли, но сейчас считаю это верным.
По поводу российских рэп-исполнителей, пытающихся в текстах размышлять о серьезных мировоззренческих вопросах…скажу, что с творчеством большинства из них я знаком. Я рад, что и рэп-музыка, преломляясь через призму русского сознания, принимает подобные формы. Многое мне нравится - я считаю это талантливым и достойным внимания. По отзывам в сети я вижу, что многим людям интересна музыка религиозно-философского содержания, музыка в которой есть четкая позиция нравственных ориентиров. Я был бы рад услышать больше композиций русского рэпа подобного содержания".
[html]<iframe width="730" height="440" src="//www.youtube.com/embed/IKspOUxtKWc?list=UULzjZT5_vUdXYO-o3p6cuJw" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
"По большому счету, такие инциденты с незавидной регулярностью происходят по всему миру. Особенно это касается групп, играющих дэт- и блэк-метал (а также их производных). Удивительного в этом ничего нет: если ты обливаешь себя томатным соком, взываешь к силам тьмы и отрубаешь резиновые головы, будь готов к тому, что некоторым "взрослым" это может не понравится. На западе точно также запрещали и Cannibal Corpse, и Marylin Manson, и Slayer. А кроме этого запрещали еще комиксы, фильмы, книги и телешоу. Например, абсолютно безобидный (казалось бы) фильм Кевина Смита "Догма" вызвал большую волну протестов. Так что, это не только российская проблема.
Стоит ли запрещать такие концерты? Нет. Однако, как и все, способное нарушить хрупкую детскую психику, такие мероприятия должны иметь четкое возрастное ограничение. На мой взгляд, этого вполне достаточно.
То, что запреты выступления тех или иных артистов в нашей стране становятся тенденцией, пугает. Хотя не думаю, что влияние христианских активистов распространится дальше групп, вроде Cannibal Corpse. То есть, это явление локальное, но в культурологическом смысле очень интересное.
Давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. У нас есть группа людей - не важно, религиозные они или атеисты - незнакомая с особенностями эстетического развития метал-музыки. Естественно, при знакомстве с "Каннибалами" они приходят в ужас. Попробуйте такому человеку объяснить, что это нормально, это понарошку. Да черта с два вы ему объясните! Черта с два вы заставите человека вне метал-субкультуры реагировать на все выше описанные атрибуты (обливание себя томатным соком, взывание к силам тьмы и т.д.) лояльно. Скорее всего, этот человек порекомендует обратиться вам к психиатру. И здесь - ровно то же самое. Только христианские активисты со свойственным христианской религии нравоучительным тоном наказывают бесноватых подростков. А очередь наказания, как мы знаем, наступает, когда заканчиваются аргументы или доводы. У церкви недостаточно авторитета, чтобы молодежь прислушивалась к ней. Отсюда и такого рода конфликты. Но, как говорится, насильно мил не будешь. Уверен, что ни Begemoth, ни Cradle of Filth не исчезнут из плееров, Youtube и "ВКонтакте". Более того, не прекратятся и концерты, просто теперь промоутеры будут более осторожными и изощренными в способах рекламы концертов.
[html]<iframe width="730" height="400" src="//www.youtube.com/embed/6OjRNKOoO08" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Что касается формата религиозной песни, то ей тысячи лет. Он был и будет актуальным всегда. Более того, на западе религиозная музыка является хорошим инструментом для привлечения новых адептов. Причем музыканты работают по всем фронтам - христианская мораль отлично представлена в хардкор- и метал-музыке. Например, Norma Jean, As I Lay Dying и Underoath — это топовые группы, не андеграунд. Они прекрасно справляются с пропагандой христианской морали. Более того, появились целые ответвления White Metal и Unblack Metal. Аналогичных артистов на западе можно встретить в любом жанре музыки. Лично я ничего плохого в этом не вижу, скорее наоборот.
К сожалению, в нашей стране христианские активисты предпочитают исключительно другие методы. Это печалит. Думаю, что при таком ведении дел они должны быть готовы к реакции, продиктованной реверсивной психологией. Поклонники Cannibal Corpse не только не разлюбят своих кумиров, а вытатуируют их имена на своем сердце золотыми чернилами. А кто-то начнет их слушать в знак протеста, только потому, что их концерт запретили. Вопрос: чего добились?"
Мы спросили у москвичей, как они относятся к запретам концертов и прочим ограничениям музыкантов.Сергей, 33 года: "Я знаю этот коллектив, но особо его не ценил. Ко всякого рода запретам отношусь плохо! Кто тут имеет право быть цензором-то? Моя музыка хорошая, а ваша - ... [не очень]? Всех в печь! Было уж такое. А что касается текстов Cannibal Corpse, такого полно в мировой литературе".
Олег, 56 лет: "За каждым концертом стоит огромная работа, туда вливается много денег. И нельзя, чтобы какой-то сумасшедший все это срывал".
Мировые гонения Cannibal Corpse
В свое время Cannibal Corpse запрещали в Новой Зеландии, Австралии, Корее и Германии. Было много интересных инцидентов. Например, один подросток в Германии пришел в школу в майке Butchered at Birth (название одного из альбомов Cannibal Corpse), что морально травмировало учительницу Криста Дженал. Когда она вошла в состав правительства, то первым делом запретила Cannibal Corpse играть песни с первых трех альбомов и подвергла цензуре их оформление.
В Корее продавец, торговавший дисками Cannibal Corpse, и вовсе сел в тюрьму. В США активную борьбу с Cannibal Corpse ведут родительские комитеты, а кандидат в президенты Боб Доул в свое время клятвенно обещал, что при нем группы Cannibal Corpse не будет.
Участники Cannibal Corpse довольно вяло реагируют на критику, по их словам: "Мы не поем о политике. Мы не поем о религии… Все наши песни - это рассказы, которые походят на кино ужасов. Нам нравятся ужасные, страшные кинофильмы, и мы хотим, чтобы лирика наших песен соответствовала атмосфере этих ужасов. В основном лирика наших песен это вымышленные истории, и ничего более. И любой, кто обеспокоен этим, смешон".
Cannibal Corpse критикуют не только за музыку, но и за оформление альбомов. Сами участники группы называют это одной из форм искусства. В фильме "Путешествие металлиста", бас-гитарист Алекс Уэбстер говорит: "Когда кто-нибудь не имеющий понятия о дэт-метале впервые видит обложку одного из наших альбомов, он должен быть шокирован. Если нет - значит мы сделали плохую обложку".
Обложка альбома Bloodthirst группы Cannibal Corpse
Напомним, это не первый случай с инициативой православных активистов запретить выступления музыкантов. Последний раз активисты планировали
запретить концерт группы Slayer, обратившись в прокуратуру с требованием запретить концерт треш-метал группы. Лидер движения Дмитрий Энтео также попросил привлечь организаторов концерта к уголовной ответственности за "оскорбление чувств верующих".
Кроме того, в конце июня был отменен концерт Мэрилин Мэнсона на ВДНХ в рамках фестиваля Park Live. Это произошло после звонка о
заложенной под сценой бомбе. При этом до концерта Мэнсон парировал по поводу
оскорбления чувства верующих - он ходил в христианскую школу и может превзойти любого в дискуссиях на религиозную тему: "Я очень толерантен к религиозным людям. И никогда их не оскорблял".
Дмитрий Кокоулин