Форма поиска по сайту

Николай Девлет-Кильдеев: "У музыканта должны оставаться принципы"

Фото предоставлено пресс-службой Navigator Records

Николай Девлет-Кильдеев больше известен как гитарист и композитор группы "Моральный кодекс". Люди из индустрии знают его как гитариста-виртуоза, чьи инструментальные партии украсят альбом, выполненный в любом жанре. Пока не столь широко известен сольный проект Девлет-Кильдеева "Стратосфера", где он отдает дань чистой инструментальной гитарной музыке. 26 ноября на концерте в "Мумий Тролль Music Bar" группа представит свой новый альбом Sliding.

– Когда спрашиваешь музыкантов вашего уровня о музыкальных приоритетах, то в ответ могут произнести самое разное, от хард-рока и панка до новой волны. Вы играете серф, это музыка совсем не вашего поколения. Ее расцвет пришелся на 1950-е, когда вы еще и не родились. Как серф появился в вашей жизни?

– Мы играем не серф в чистом виде. Это скорее ближе к рокабилли, и даже не к рокабилли… В общем, мы не серф-группа в чистом виде. В детстве и юности я слушал "Битлз", Пола Маккартни, потом перешел на более тяжелые группы. Все было так же, как у всех. А вот после 40 у меня появился интерес к более мелодичной простой музыке без особых изысков. Хотя у тех же Ventures и Shadows очень красивые аранжировки. Из российских команд мне очень нравятся The Meantraitors – это мои друзья из Питера. Они играют сайкобилли. Мне нравятся стили, которые сохраняют рок-н-ролл, в которых есть какая-то первозданность. В плане гитарных партий там есть основополагающие вещи для рок-гитариста, и все очень интересно переплетается.

– На ваших первых альбомах Killday Lastday, Killday 22 и Killday Geography можно было найти и нью-эйдж и арт, и электро, но никак не музыку а-ля из фильмов Тарантино. Они были очень далеки от материала, что мы услышали на "Штормовом предупреждении", "Танцах" и только что вышедшем Sliding, от тех, что мы условно назовем серфом.

– Да, первым проектом в этом стиле стала "Стратосфера". До этого я записывал свои сольные пластинки, и они действительно были очень разные. Первая была с элементами техно-музыки, там использовались какие-то машинки. Вторая – совсем авангардная. Третья совсем разная по стилистике, эклектичная. Я никогда не задавался целью делать суперкоммерческие проекты. Просто у меня накопился багаж музыки, и я хотел ее издать, обнародовать это. А потом познакомился с одним человеком, он увлекался старыми гитарами и увлекается до сих пор. И увлечение это передал мне. Благодаря этим гитарам во мне и открылась ностальгия по тем старым временам. У меня тоже есть коллекция старых гитар американских и стран соцлагеря. Это и "Орфей", и "Торнадо". Я на них с удовольствием играю, они сохраняют дух времени. Мне не нравится, что гитары реставрируют, пусть они будут такими, какие есть, – старыми, ободранными, настоящими! Я привожу их в порядок, чтобы они играли, и ничего не усовершенствую. Все должно звучать, как звучало в те годы. На презентацию пластинки хочу притащить что-то из старенького и на нем поиграть.

– Многие музыканты, заставшие гитары тех лет, вспоминая гитару "Урал", не подвластны подобной ностальгии.

– Я не согласен. Может быть, советские действительно были не очень, потому что делались на мебельных фабриках. У меня есть гитара "Стелла", так вот на ней так и написано: "изготовлено на мебельной фабрике". Конечно, полноценными инструментами их вряд ли назовешь, они больше для того, чтобы на стену повесить как дань времени. На них хорошо любоваться, а играть почти невозможно. Другое дело – немецкие гитары. Они очень и очень приличные. Если их привести в должный вид, они вполне пригодные для игры. Может быть, на них нельзя играть какую-то суперсовременную тяжелую музыку (они просто не будут звучать), а вот для блюза вполне годятся.

– Многие современные серф-музыканты, те же Messer Chups и The Vivisectors, расширяют "корневое" звучание стиля за счет семплов, лупов, электронных ударных. Вам этот подход не близок?

– Мне кажется, можно спокойно расширять. Мы вообще на эту тему не запариваемся особо. Сами мы используем какие-то старые инструменты – орган, синтезаторы. При этом Костя Смирнов их использует очень грамотно, чтобы не расходиться со стилем – например, берет нужные аккорды и получает похожие на терменвокс. Мы выдерживаем стилистику и для этого не используем определенные примочки вроде over drive, играя на чистом простом прямолинейном звуке. Нам важно сохранить чистоту звучания, ее прозрачность.

– То есть важно не вылететь из эпохи?

– Да все равно это не получится, бесполезно. Все, это время прошло. Мы просто отдаем дань этому замечательному времени.

– А если коснуться внешнего антуража. Те же "Браво", "Мистер Твистер", "Пижоны", когда-то "Бригада С" и "Секрет", обращаясь к ретро, делали ставку и на внешний – винтажный – вид. Для вас это важно?

Фото предоставлено пресс-службой Navigator Records

– Очень важно. К сожалению, у нас этот момент немножко упущен, но я вот придумал такую фишку… В общем, чтобы мы выглядели, как раньше выглядели сотрудники НИИ – свитерочки, джинсы, гитары под стать. "Мистер Твистер" – они как бы в американском стайле. "Браво" своего раннего периода – это немножко уже по-другому, здесь такие "наши 1960-е": хрущевская оттепель, стиляги и все из этой серии. Ну а мы будем такими играющими инженерами.

– Вы один из лучших гитаристов страны. Вы легко можете записать самостоятельно партии и ритм, и соло, и бас гитар, но при этом предпочитаете работать с командой серьезных товарищей.

– С моими "стратосферовскими" музыкантами – Андреем Шатуновским, Лешей Осташевым, Костей Смирновым – мы все делаем вместе. Другое дело, что сейчас такое время, музыканты работают на многих работах одновременно, в силу неких обстоятельств приходится перестраховываться. Если Андрей Шатуновский занят где-то еще, его подменяет Дима Славский. Так мы и записывались в течение года у нас на базе "Морального кодекса". Мне, конечно, сейчас кажется, что все нужно было сыграть иначе, но все сделано, так что чего сейчас говорить. Пластинка вышла очень спокойная.

– Под вашу музыку не очень потанцуешь, она инструментальная – не подпоешь. Стало быть, в клубах не подпоешь, как тому же "Моральному кодексу". Людям остается лишь выпивать и закусывать. Не обидно?

– Ну пусть выпивают и закусывают. Что в этом плохого? Мы будем играть, а они пусть спокойно выпивают и закусывают. "Моральный кодекс" – это раскрученный бренд, и у нас есть хиты, которые люди знают и поют. "Стратосфера" – небольшой проектик, клубный. Нам не надо огромных стадионов и вполне достаточно небольшого количества своих фанатов, которым эта музыка нравится. Мы поиграли по клубам, и у нас они появились. Нам этого вполне достаточно. Что касается вокала, можно, конечно, попробовать, потому что даже те же Shadows с Клиффом Ричардом работали как аккомпанирующий состав. Думаю, что мы запросто могли бы кому-то аккомпанировать, но важно, чтобы это было выдержано в каком-то стиле и не расходилось с нашим пониманием происходящего.

– Мне ваша музыка видится как фон для катка или горнолыжного курорта.

– Тоже хорошо, вполне может быть. Я не знаю, как ее можно использовать. Мне самому хотелось записать пластинку не смурную, а которую можно просто слушать. Друзья мои, в том числе и "Моральный кодекс", говорят, что это моя лучшая пластинка. Сам я ее с удовольствием слушаю дома. Вообще, мне кажется, это очень важный момент, чтобы дома можно было просто послушать музыку.

– Ваше основное место работы – "Моральный кодекс", а в "Стратосфере" вы используете мелодии группы. Коллектив и лидер не ревнуют?

– Нет, у нас абсолютно нормальные отношения, без всякой ревности. Мы же инструменталы играем, да и я автор этих мелодий. А потом они идут не в чистом виде. Например, из "До свидания, мама!" я убрал самый узнаваемый рифф. Все-таки я немножко переделываю песню, чтобы не ассоциировалось напрямую с "Моральным кодексом". Так что все звучит немножко по-другому. С моими друзьями из "МК" мы постоянно общаемся. Шлем друг другу свои треки. Вот недавно Косте Смирнову гитару записывал для его пластинки. Я с большим удовольствием играю, если меня приглашают наши ребята.

– Как сессионный гитарист вы записывались на огромном количестве проектов – от "Сплин" до "Фабрики". А есть ли музыка, за которую вы бы не взялись ни под каким видом и ни за какие деньги?

– Я отказываюсь делать откровенно чмошную музыку. Это когда люди, совершенно далекие от музыки – какие-то богачи или какие-то девушки, которые никогда не учились музыке, не понимают в ней ничего, но хотят петь. У меня был такой случай, мне предлагали приехать и песню одну записать. Я ее послушал и сказал: "Ребята, чем записывать такую дрянь, раздайте лучше деньги бедным". Они, может быть, обиделись на меня, но я не поехал.

Это такой щепетильный вопрос. Бывает, конечно, что музыканта могут ценой "убить" и он идет на какие-то компромиссы, но все равно у музыканта должны оставаться какие-то принципы. Иначе все это вообще рухнет и превратится в какую-то белиберду. Табель о рангах хотелось бы выдерживать.

– А на презентации чем порадуете?

– Произведениями новой пластинки и с предыдущих "стратосферовских". Видите, мы прислушиваемся к мнению народа! У нас есть несколько своих песен, споем что-то из "Кодекса" – например, "Матросов". Будут небольшие песенные номера и приглашенные друзья: Мазай, Сережа Воронов – лидер CrossroadZ. Да! Может быть, дети мои еще поиграют! Мой сын у меня на барабанах играет "стратосферные" вещи. Но он на публике еще ни разу не выступал, так что можно попробовать. Это же не какой-то академический концерт – как сыграем, так и сыграем. Может быть, немножко кривовато будет, но зато интересно.