Форма поиска по сайту

Мат-рокеры 65daysofstatic: "Постараемся, чтобы никто не умер от шума"

Фото: facebook.com/65propaganda

27 марта в клубе Yotaspace выступит шеффилдская мат-рок-группа 65daysofstatic, в музыке которой лишь им одним известным способом гармонично сочетаются тяжелые гитарные рифы, клавиши и электроника. Парни отметят десятилетие своего первого альбома The Fall of Math, в честь чего обещают сыграть весь материал своего дебютного диска от начала до конца.

Незадолго до шоу корреспондент M24.ru пообщался с Джо и Полом, гитаристами английского бэнда. Они рассказали о путешествии из Москвы в Петербург, трехчасовых сетах The Cure и том, почему не стоит бояться прокрастинации.

– Привет, ребят. Ваш гастрольный график сейчас не очень плотный. Чем занимаетесь, пока в расписании особо нет концертов?

Джо Шреусбери: Мы сейчас в Шеффилде, тусим в студии. Записываем саундтрек для компьютерной игры No Man’s Sky. Она выйдет также на PlayStation, Mega Drive (Sega Mega Drive – примечание M24.ru).

– Что это будет за игра – какая-нибудь стрелялка?

Джо: Нет-нет, ты что, никакой жестокости. По-моему, должна получиться вполне милая игрушка.

Игра No Man’s Sky. Фото: 65daysofstatic.com

– Вам нравится записывать саундтреки?

Пол Волински: Да, это сильно отличается от записи обычных альбомов – совсем иной опыт. Другая сфера деятельности, можно сказать.

Этот конкретный саундтрек вообще классный, думаю, он придаст игре уникальности.

– История вашей группы, насколько я знаю, началась как раз с саундтрека – к некоему так и не вышедшему фильму. Говорят, он должен был называться "Бомбардировщик "Стелс" и рассказывать о 65 днях радиопомех (65 days of static)…

Джо: Да, так все и было. Фильм сняли, но так и не выпустили.

Пол: Хотя его планировалось показать не только в Англии, но и в Европе.

Джо: Дело в том, что в 1984 году в Соединенном Королевстве вышел закон об омерзительных видео (video nasty). Ролики и фильмы, обвиненные в пропаганде насилия, повсеместно запрещались... Тогда у нас было очень консервативное правительство. Тот фильм как раз попадал под запрет, так что в итоге его хотя и сняли, но незаконно.

Мы с ребятами тогда были очень молодыми, и к нам попала кассета с той лентой. Прониклись и решили записать воображаемый саундтрек к подпольному фильму – сделать его музыкальное сопровождение таким, каким мы сами его видим. В итоге это занятие стало отличным поводом собрать группу.



– Вы в курсе, что многие ваши поклонники считают, будто эта история – выдумка?

Джо: Серьезно? Думаю, эти люди не понимают, что мы никогда не шутим. Мы ведь очень серьезные ребята!

– Ваш прошлый альбом вышел в 2013 году. Скоро порадуете новой пластинкой или таких планов пока нет?

Джо: Мы все силы вложили в запись музыки для No Man's Sky. И многие из треков, созданных во время записи саундтрека к этой игре, как бы логически приближают нас к собственной новой пластинке. Сейчас мы в студии, и в работе над музыкой к игре осталось сделать буквально последние штрихи. Может, после саундтрека займемся записью нового альбома. А может, и нет.

– Значит, уверенности нет?

Пол: Мы никогда не знаем наверняка. Может случиться что угодно.

– Вы, ребята, получается, верите в судьбу?

Вместе: Нет!

Джо и Пол. Фото: facebook.com/65propaganda

Пол: Думаю, люди сами контролируют свою судьбу. Тут просто дело в том, что мы со своей в каком-то смысле пока не определились до конца. Слишком заняты.

– В общем, вы прокрастинируете.

Вместе: Точно! (смеются)

– По вашему, для творческих людей это нормальное состояние?

Джо: Творческие люди? А кто это? Я ни одного не знаю. (смеется)

Пол: Если серьезно, то, пожалуй, единственная причина что-либо делать в этой жизни – желание привнести в мир свою идею.

Допустим, ты играешь в группе. Если вы с приятелями записываете пластинки, выступаете, отправляетесь в туры только потому, что это именно то, чем, как вам кажется, следует заниматься музыкантам, – это неправильно. Может, выступая и выпуская альбомы, вы сможете позволить себе нормально жить, зарабатывать деньги. Но все это не причина заниматься музыкой, понимаешь.

Конечно, прокрастинация вовсе не обязательна. Если тебе есть что сказать – говори, не откладывай на завтра. Но иногда, понимая, что сейчас не время, ты не готов и пока не знаешь, что выдать дальше, ты должен сказать себе: "Я могу позволить себе некоторое время ничего не делать". Не нужно этого бояться.

Фото: facebook.com/65propaganda

– Получается, к новому альбому нужно приготовиться, прийти.

Пол: Да. Иногда даже бывает, что мы с ребятами собираемся в студии, уверенные, что сейчас напишем кучу песен и забацаем альбом. Но потом начинаем работать – и выясняется, что мы еще не готовы. Или нам нужна какая-то встряска, время для экспериментов, взгляда на привычные вещи под каким-нибудь новым углом.

Мы не привязываемся ко времени и не считаем, что вот прошло два года с выхода прошлой пластинки, а значит, пора записывать очередной альбом.

– Кстати, об экспериментах: ваш последний альбом был несколько иным, чем предыдущие. Вы экспериментируете со звуком целенаправленно или это, так сказать, душевный порыв?

Джо: Думаю, как Пол уже сказал, если вы играете в группе, не стоит считать, что нужно обязательно найти какую-то определенную формулу и придерживаться ее. Это ужасно скучно. Смысл музыкальной карьеры – в развитии, обучении, прогрессе.

Когда мы начали готовить альбом Wild Light, о котором ты говоришь (альбом вышел в 2013 году – примечание M24.ru), у нас за плечами было уже пять других альбомов. И мы знали, что каждый раз, когда вы записываете пластинку, даже если что-то идет не так, как хотелось бы, вы учитесь создавать более качественную музыку.

Тогда, с Wild Light, нам посчастливилось: звучания, с которыми мы экспериментировали, сразу выходили очень неплохими. Знаешь, на самом деле запись альбома – это всего лишь документирование того, чем в тот или иной момент времени является группа. И я уверен, что каждая запись должна быть экспериментальной. В этом и есть смысл, разве нет? Учить правила, а затем нарушать их, изменять мир с помощью музыки. Вот чем мы занимаемся.

В то же время важно не переборщить. Эксперимент ради эксперимента – в этом ведь тоже нет ничего хорошего. 65daysofstatic никогда не писали музыку с посылом типа "это очень неясно и непонятно, а потому определенно круто". Мы умеем чувствовать, что "зайдет" у аудитории, какие композиции станут успешными. При этом у нас в головах постоянно рождаются очень странные звучания. И мы стараемся превратить их в нечто способное зацепить слушателей.



– Получается, эксперимент – это не пункт назначения, а путь к нему.

Пол: Это процесс.

– В Москве вы отметите 10-летие своего первого альбома. Что изменилось с тех пор, как вы впервые вместе вышли на сцену?

Джо: Многое. Снова играть старые песни – все равно что вставать на место молодых, более наивных музыкантов, чем те, которыми мы являемся теперь.

Мы с ребятами из группы через столькое прошли вместе. Теперь мы совсем не похожи на тех людей, которые записывали The Fall of Math (первый альбом группы – примечание M24.ru). Я бы сказал, у нас нет с ними ничего общего.

Конечно, мы очень гордимся этим альбомом. Отмечая его десятилетие, мы как бы подводим некую черту.

Пол: Мы констатируем свой прогресс.

Кстати, в Москве у нас будет сразу два сета на одном концерте. Сначала сыграем песни с первого альбома, потом – более свежий материал.

Джо. Фото: facebook.com/65propaganda

Джо: Треки с Wild Light и разные другие.

Пол: Нам показалось, что играть один только The Fall of Math будет совсем не весело. Пожалуй, получилось бы чересчур ностальгическое шоу. Конечно, мы гордимся той пластинкой, но мы уверены, что то, что мы делаем сейчас, более релевантно миру, который всех нас окружает.

– Наверное, два сета вы будете играть достаточно долго?

Джо: Долго, хотя и не критично. Около двух часов. Но в середине у нас будет перерыв.

Мы, конечно, не та группа, которую можно слушать бесконечно. (оба смеются) Нас следует принимать порциями! И на концерте так и будет: два сета – две дозы нашей музыки.

– Вы всегда играете так долго?

Джо: Обычно мы на сцене часа полтора, наверное. Так что новое шоу не сильно длинней. Надеемся, никто не умрет от шума – в любом случае мы постараемся, чтобы слушатели смогли расслабиться. (смеется)

– Сколько вообще должен длиться хороший концерт, на ваш взгляд? Бывает, суперпопулярные музыканты играют от силы минут 40. Как вы воспринимаете такие концерты?

Пол: Наверное, все зависит от музыки и музыкантов. Я как-то был на концерте группы At the Drive-In, и они ушли со сцены минут через 45 после того, как начали играть. И все. Больше не вернулись. Несмотря на это, я до сих пор считаю то шоу одним из лучших, что я видел. Это был нереальный драйв, сумасшедшая энергетика. Хотя, конечно, когда ребята ушли со сцены, мне дико хотелось продолжения.

А вот Джо вроде слышал живьем Тома Уэйтса, который тоже играл около часа.

Джо: С другой стороны, когда мы работали с The Cure (65daysofstatic играли на разогреве у The Cure в 2008 во время американского и европейского туров группы – примечание M24.ru), то обнаружили, что эти ребята играют по три часа каждый вечер! Мы смотрели их шоу раз 50, и это было что-то невероятное. Кажется, они в одном шоу раскрывали все грани своего творчества. А ведь The Cure никогда не останавливались на чем-то одном, они много всего перепробовали, и им есть что продемонстрировать.

Наверное, то, как долго (или недолго) играет группа, зависит от ее возможностей и желаний в конкретный момент времени. А что хорошо, что плохо... Как сказал Пол, иногда круто уходить с концерта, желая большего, а иногда здорово увидеть, как долго могут играть музыканты и впечатлиться их способностями.

Фото: facebook.com/65propaganda

Пол: Было бы неплохо, если бы в будущем мы стали группой, которая может играть очень, очень и очень долго. Может, когда-нибудь мы к этому придем.

– Вы уже были в России – рады вернуться вновь?

Джо: О да. Нам нравятся ребята из России, которые ходят на наши концерты. Они совершенно сумасшедшие!

И есть несколько русских культурных феноменов, от которых мы в восторге. Например, мы обожаем вашу литературу…

Пол: И водку. (оба смеются)

Джо: Еще нам ужасно нравится ночной поезд Москва – Санкт-Петербург. Многие группы предпочитают самолеты, но мы всегда настаиваем на том, чтобы ехать по железной дороге. Это реально круто.

Пол: Особенно летом, когда в Санкт-Петербурге белые ночи.

– Действительно чудесное время! А что насчет вашей родной Англии – какие там самые примечательные, на ваш вкус, места, города или культурные феномены?

Пол: Не знаю, наверное, все кажется более захватывающим, когда ты не дома, в другой стране, путешествуешь. В привычной обстановке всегда тяжелей замечать какие-то интересные вещи.



Джо: Пол живет в Манчестере, я – в Шеффилде, и между этими двумя городами есть один национальный парк, который, думаю, сильно недооценен туристами и мировым сообществом вообще. Крайне интересное место! Там всегда можно встретить кого-нибудь забавного.

Пол: В самом Шеффилде тоже здорово. Север Англии вообще намного круче юга! (оба смеются)

Джо: Знаешь, у нас музыканты, которым уже за тридцать, не хотят превращаться в старых парней. Это скучно. Я, например, хочу бухать и говорить про книжки. (оба смеются)

Анна Теплицкая