Форма поиска по сайту

Гитарист "Арии" Владимир Холстинин: "Мы всегда называли себя "клоунами на сцене"

Фото предоставлено пресс-службой "Арии"

Лидер отечественного тяжелого рока группа "Ария" отмечает ХХХ-летие творческой жизни и деятельности двумя концертами в клубе Stadium Live. 28 ноября в составе команды выйдут музыканты, в разные годы ставшие известными в составе "Арии": Валерий Кипелов, Сергей Терентьев, Александр Манякин, Алик Грановский, Сергей Маврин. Они продолжают сольную карьеру, но их группы фанаты объединяют в семейку "Арии". Сама же команда 29 ноября сыграет концерт с оркестром "Глобалис". Перед юбилейными концертами мы вспомнили страницы истории легенды отечественного хэви-метал, попросив прокомментировать их единственного бессменного участника команды, гитариста Владимира Холстинина.

Начало "Арии" не совсем типично для рок-коллектива. Группа стартовала на базе ВИА "Поющие сердца". Директором "Сердец" и поначалу "Арии" был Виктор Векштейн. Понимая, что типичные эстрадные слова и ритмы перестают работать, он позволил музыкантам ориентироваться на западные бренды. В 70-х ансамбль порой напоминал американскую группу Chicago, да и увлечение хэви в 80-х было неслучайным. До "Арии" Холстинин играл с еще одним нынешним столпом группы – Виталием Дубининым в группе "Волшебные сумерки", затем в "Альфе" Сергея Сарычева. Будущая "Ария" сначала была и аккомпанирующим составом жены Векштейна певицы Антонины Жмаковой.

Холстинин: "Аккомпанирующий состав Жмаковой – это был единственный способ во времена цензуры получить разрешение на работу для группы "Ария". Как только мы выпустили первый альбом "Арии", это закончилось. Потом Жмаковой аккомпанировала группа "Раунд".

Фото: aria.ru

Сергей Сарычев был в те годы большой звездой. Те, кто тогда "играл эстраду", воспринимались рокерами как классовый враг, но Сарычев оказался одним из первых, кто показал, что можно играть свою музыку, ловко маневрируя между роком и ВИА. Идея создания "Арии" пришла в голову Холстину именно во время работы в "Альфе", где он пересекался с будущими соратниками по "тяжелому" цеху – Дубининым, Аликом Грановским и Игорем Молчановым. Все шло неплохо – до тех пор, пока группа Сарычева попала в списки запрещенных ансамблей.

Менеджерский талант Векштейна, собравшего на базе "Поющих Сердец" "тяжелых" музыкантов, помог протолкнуть идею такой группы через официальные барьеры. Первые альбомы "Арии" – "Мания величия" (1985) и "С кем ты?" (1986) стали настоящей сенсацией для молодежи, значительная часть которой на тот момент считала хэви-метал самой актуальной музыкой. Но даже если для многих первой услышанной фонограммой "Арии" оказывалась сделанная "с воздуха" кустарная запись с фестиваля"Рок-панорама-86", главным ощущением было понимание, что это новый уровень, новый эталон отечественного рока. Это качество осталось с группой до сих пор.

С самого начала авторами текстов для группы стали Александр Елин и Маргарита Пушкина – поэты с выверенным вкусом и безупречным пониманием того, о чем должна идти речь в рок-композиции. У "Арии" не было случайных или неуместных для жанра песен. Одним из самых заметных хитов из первых альбомов группы стала песня гитариста Андрея Большакова "Воля и разум", отлично выражавшая дух эпохи и настроение поколения. Композиция вполне удовлетворяла как советских функционеров, которым она виделась лозунгом, направленным против идеологического врага, так и антивоенно настроенную публику.

Альбом группы "Герой асфальта" (1987) стал первым, вышедшим на виниле – на фирме "Мелодия". Выпущенный огромным тиражом, он стал одним из самых известных рок-альбомов в стране и фактически утвердил понятие "стиль "Арии". Процесс создания прототипов в этой музыке давно завершен, поэтому у решившихся на создание новых форм появляется риск свалиться в эклектику или уйти от своего стиля. Дальнейшие альбомы группы "Игра с огнем", "Кровь за кровь", и так далее были тяжелыми и разными, они только укрепляли ее авторитет – и среди любителей стиля, и среди специалистов. "Ария" в рамках традиции всегда стремилась найти новое звучание и новый угол зрения на жанр.

Холстинин: "Мы нашу музыку воспринимаем как классическую для нашего жанра. Мы играем по нотам, не импровизируем, за исключением соло. Это абсолютно каноническое исполнение. Как была вчера песня "Улица роз", так мы ее и играем – так же, как музыканты симфонического оркестра".

На второй день юбилейных концертов группа сыграет большой концерт с оркестром. Хотя это является привычным делом, трендом для рокеров, которые играют хэви, хард, арт, "Ария" давно не делала подобных концертов. Проект "Ария с симфоническим оркестром" устраивал фееричные шоу в 2001 году на фестивале "Нашествие" и в 2002 году в московском Зеленом театре в парке имени Горького. Почему группа опять решила поработать с симфоническим оркестром?

Холстинин: "Такие музыканты, как мы, в большинстве случаев – самоучки. А самоучкам очень приятно, когда твою музыку большой оркестр играет по нотам! Оркестр – это не синтезатор, важны размах и ощущение энергии, которая появляется между группой и оркестром, это неповторимо. Игра с оркестром действительно завораживает, мы получаем удовольствие от концерта не меньшее, чем зрители".

У "арийцев" есть песни, которые тяготеют к хард-энд-хэви, есть более жесткие – близкие к прогрессивному металу. Но тему определения стиля, как и большинство музыкантов, поддерживают неохотно.

Холстинин: "Это дурное дело – придумывать ярлыки. Стиль Pink Floyd вот никак не назовешь – любое определение будет недостаточным. Мы играем то, что нам нравится. Пробовали несколько лет назад менять стиль и поняли, что хорошо играем то, что умеем. Утяжелить или облегчить звучание у нас не получится".

Дискография группы переиздана на виниле, но отношения с изданиями не самые простые – как у времени, так и у группы. Существуют магазины и журналы, которые занимаются тяжелой рок-музыкой, и они держат марку, но тема уменьшения роли материальных "твердых" носителей важна и для "Арии". Группа воплощает идею, согласно которой запись музыки должна обязательно иметь и материальное воплощение, а не только цифровую реализацию.

Холстинин: "У меня недавно был случай. Я не мог купить альбом любимой группы Judas Priest полгода. Для человека, который привык покупать носители, это неестественно. Я потом все равно делаю копию и отношу в машину, но диск уже стоит на полке и греет душу"

Отношение "арийцев" к музыке, к поклонникам так же неизменно, как и музыкальные вкусы. Когда-то "Арию" неустанно сравнивали с Iron Maiden, но сами музыканты считают, что речь может идти только о том, что они лишь относятся к тому же поколению и той же волне, что и знаменитые британцы.

Холстинин: "Judas Priest и Iron Maiden остались моими любимыми командами. Группы новой волны британского хэви-метала мне очень близки по возрасту, по духу. Мы выросли на Black Sabbath и Deep Purple, и у нас много общего. Но на последнем (на данный момент) нашем альбоме "Через все времена" (2014) уже нет никакой связи с этими музыкантами".

При этом вкусы музыкантов не ограничиваются стилистически близкими артистами. Так, известно, что Холстинин много лет выделяет музыку некоторых академических композиторов, а также любит творчество легендарной британской арт-рок группы Jethro Tull. Владимир даже написал композицию "Замкнутый круг" с некоторыми элементами джетроталловского стиля.

Холстинин: "Вся жизнь прошла рядом с музыкой Tull. У этой группы меня всегда поражали изысканность текстов, инструменты, которые она использует – мандолины, флейта лидера Яна Андерсона".

Многие поклонники, особенно со стажем, привыкли к голосу Валерия Кипелова, долго бывшего вокалистом группы, затем в группе работал экс-певец группы "Автограф" Артур Беркут, но уже четыре года и два альбома фронтмен "Арии" – самый молодой на сегодняшний день участник коллектива Михаил Житняков.

Холстинин: "Мы сначала отнеслись к Михаилу с опаской, он много моложе, но быстро вписался в коллектив. Мы не чувствуем разницы до тех пор, пока не начинаем слушать музыку 70-х – он вырос на другой музыке и не знает кого-то из артистов того времени, зато знает тех, кого не знаем мы. Житняков до нас был любителем, для него переход в профессионалы был тяжелым, но он с честью справился. Он неконфликтный человек и оказывается нередко элементом, связывающим нас – людей талантливых и амбициозных. Он ни разу нас не подвел!"

"Ария" и сама бодро и гармонично вписалась в новые времена – ее стиль остается популярным во всем мире. Интернет, социальные сети – все быстро встало на вооружение "арийской" гвардии и активно служит идее металлизации. Все музыканты имеют аккаунты в разных соцсетях, концерты можно посмотреть онлайн, так же оперативно продаются билеты и мерчендайзинг.

Одним из важнейших признак настоящего артиста, по мнению "арийцев", является самоирония, способность с улыбкой посмотреть на себя со стороны. Это качество присутствовало у группы с самого начала работы, она умела несерьезно говорить о серьезных вещах.

Холстинин: "Мы всегда называли себя "клоунами на сцене", никогда не боялись, что будем выглядеть смешными, а считали, что создаем хорошее настроение. Мы играем абсолютно серьезную музыку, но с совершенно дурацкими повадками. Я считаю, это ужасно, когда люди пытаются предложить какую-то туфту с серьезными лицами".

Каждый раз, когда группа делает что-то новое, ей, оставаясь в рамках своей стилистики, своей культуры, удается поддерживать уровень, который был задан в самом начале. Они остаются большой группой, хотя планка поднимается постоянно. Новая пластинка "Арии" успешно соединяет идеи и достижения разных поколений "тяжелых" музыкантов.

Холстинин: "Если смотреть с позиции истории нашей группы, то 30 лет – это очень большой срок. Мы успешно выступаем, значит, достигли определенного уровня. Но если оценивать каждую нашу новую работу, то мы все время недовольны, каждый раз думаем, что можно было бы сделать лучше, что не все получилось у нас так, как мы задумывали, так, как нам хотелось бы".

Монстров стиля запоминают поколения, и российская хэви-метал команда с оперным названием известна каждому любителю российской рок-музыки. Рок-группы, компании единомышленников-виртуозов, которые вместе добивались качественно большего результата, чем поодиночке – почти неизменная штука в классическом роке. "Ария" – один из самых ярких примеров этого правила в России – снова докажет свою боеспособность на юбилейных концертах.