Форма поиска по сайту

Тонкость и экспрессив: Дина Буркот о сольном проекте и мультимедийном космосе

Вдумчивая электроника, вызывающая воистину инопланетные чувства. Хотите ощутить нечто среднее между свободой, страхом и повествующей темнотой, а также узнать, как сделать удивительное из ничего? Тогда вам сюда.

Автор экспериментального музыкального проекта Rosemary loves a blackberry и барабанщица неистового трио Fanny Kaplan Дина Буркот рассказала m24.ru о своем сольном творчестве и романтике VHS-кассет, а также пояснила, что означает загадочный человек в фольге из клипа Debris, представленном на мультимедийной выставке "Космос. Love".

Фото предоставлено респондентом

Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит Экспериментальный проект Rosemary loves a blackberry появился около четырех лет назад. Параллельно с созданием космической музыки Дина снимает и монтирует клипы, которые время от времени выставляются на выставках, выступает с перформансами и создает кинетические скульптуры. По ее словам, Rosemary loves a blackberry – это исследование всего, что связанно с музыкой.

– Как родилась идея писать настолько экспериментальную музыку? С чего вообще все началось?

– Первая экспериментальная композиция под названием Сunt feel pain that you make me появилась четыре года назад, когда случай свел меня с танцовщицей Анной. Тогда она попросила, чтобы я сняла ее танец на видео и я решила записать это на VHS-пленку. В тот момент я не знала никого, кто бы снимал на VHS, хотя в воздухе витал намек на возрождение этой эстетики как тренда. Но главным ингредиентом моего вдохновения была сама Аня – она действительно вдохновляла меня как муза. В итоге получилось, что и музыку, и слова я написала и спела специально для этого видео, хотя изначальный замысел был другим. Так родилась очень интимная атмосферная работа, портрет Анны.

– Это событие и послужило отправной точкой для моего сольного проекта. Но серьезно я решила заниматься им после того, как неожиданно попала на конкурс молодых исполнителей, где меня продюсировала Мария Минерва. Тогда я была под впечатлением от книги "Игра в бисер" Германа Гессе и сознательно решила делать что-то мультизадачное. Любимым инструментарием были музыка и видео, поэтому я выбрала форму музыкальных видеоклипов для своих работ, без разделения их на составляющие. В то время я как раз стала играть в группе Fanny Kaplan на барабанах. Времени на сольный проект у меня почти не оставалось – как и сейчас, им я занималась, когда выпадало окошко.

– Как к твоему сольному творчеству относятся союзницы из Fanny Kaplan?

– С пониманием. У всех девочек из Fanny Kaplan есть свои сольные проекты. Наши музыкальные и не только вкусы во многом расходятся, поэтому в группе мы часто находимся в поисках компромиссов. В сольных проектах каждая из нас имеет возможность делать все так, как захочется.

– Ты можешь сравнить свой тип музыкального мышления как барабанщицы и как автора электронного проекта? Как ты себя ощущаешь в этих разных амплуа и как совмещаешь их?

– В группе Fanny Kaplan я не пишу музыку. Скорее, принимаю участие в редактировании и в основном занимаюсь барабанами. Мне нравится четкая граница между этими проектами. В группе я хочу быть сосредоточенна только на ритмическом рисунке и звучании моего сетапа в целом. С барабанными палочками в руках я чаще груба и экспрессивна, в сольнике я мягче – это более хрупкое, чувственное и тонкое состояние. Совмещать в себе эти стороны практично: я могу быть и нежной, и сильной, если понадобится.

– Как происходит процесс написания такой музыки? Что тобой движет, когда ты сочиняешь такое?

– Обычно я наталкиваюсь на что-то, что впечатляет настолько, что я создаю работу. Иногда это земные социальные темы, а может быть дуновение ветра или найденный семпл в сети. Я стараюсь балансировать между стихийным естественным порывом и сознательным художественным высказыванием. Творчество дарит мне много боли и разочарований, но вместе с тем и ощущение того, что я занимаюсь своим делом. Ничто не приносит столько смысла в мою жизнь.

– Есть ли какой-то посыл у твоего творчества?

– Я очень сознательно отношусь к тому, что делаю – у всего есть четкая идея, но в каждом отдельном случае она своя. Например, открытый coub-релиз – это альбом с 10-секундными видеолупами плюс треки, количество которых пополняется. Мне было интересно сделать его как исследование малой видео формы с музыкой. Почему музыкальный альбом должен обязательно состоять из десяти песен? Мне кажется, этой работой я расширила возможности артиста, что является основной задачей моего проекта в целом. Насколько я знаю, =soMEOWtic= – первый и единственный релиз подобного рода.

– Что ты хотела этим передать?

– Здорово создавать что-то самобытное, интересное и странное, чего не было раньше. К этому я пришла, изучая историю музыки, в том числе и академической. Всегда вдохновлялась не только самой музыкой, но и яркими идеями, стоящими за ней. К примеру, я без ума от Антона Веберна, Нововенской школы и 12-ти тоновой музыки в целом. Поэтому решила стремиться быть как они, быть изобретателем.

Фото предоставлено респондентом

– Как ты можешь охарактеризовать свой стиль? Или ты стараешься избегать привязки своего творчества к стилевым рамкам?

– Я спокойно отношусь к желанию маркировать музыку. Играю же я мрачную электронику. Проект можно назвать мультимедийным, но если сейчас это звучит приемлемо, вполне возможно, что через год я буду открещиваться от этого. К сожалению, некоторые изначально нейтральные термины со временем приобретают специфический фон, наслоения которого меня могут раздражать и подвигнуть на отрицание того, что я когда-то пропагандировала.

– Сейчас на выставке "Космос. Love" можно увидеть твое видео Debris. Можно ли назвать его сюжетным и кого символизирует человек в фольге? Он грустный или мне показалось?)

– Видео было снято в одном из зданий галереи Artplay, когда там еще проходил ремонт. Я и мой сложный друг пробрались туда ночью, съемки продолжались до рассвета. По сюжету пришелец впервые оказывается на нашей планете. Он осматривается, танцует, старается мимикрировать, после чего теряется вдали. По удивительному совпадению этот клип стал частью экспозиции на территории того же самого здания, где и был снят.

Я думала про Эдварда Вуда (американский режиссер – m24.ru), про дурацкие декорации, бутафорию... Сделав что-либо с помощью отличной камеры, можно легко потеряется в стандартной, так называемой "качественной красоте". Но если у тебя получается сделать удивительное из ничего – это отличное приключение и настоящая работа. Есть и социально-критическая сторона этого всего. Я считаю, что на Земле так много проблем, которые можно и нужно решать прямо сейчас, что исследование космоса выглядит как каприз белого человека.

– Символы помогают в раскрытии общего сюжета или являются сюжетом в себе? Можно ли вообще говорить о сюжетности в рамках экспериментального видеоряда? Роль символов – прикладная или прикладное все остальное, но только не они?

– Символизм – это XIX век, устаревшая система передачи информации. Я не пользуюсь ей, но люблю метафоры и образы. Если имеется в виду вещь в себе, то я не берусь рассуждать: Кант для меня очень скучный, а сюжет может быть где угодно, в том числе и в экспериментальных работах. В основном я делаю что-то среднее между музыкальным клипом и видеоартом без линейного сюжета.

– Твою музыку можно назвать сюжетной? Существует ли она неразрывно с видеорядом? Или музыка и видео – это две параллельные вселенные?

– В моем случае музыка и видео не сюжетны. Художественные задачи достигаются путем передачи чувственного опыта, а форма неразделимых друг от друга музыки и видео помогает сделать это точнее.



– Как зрители реагировали на видео, были ли фидбэки? Как реагируют на музыку? Твоя аудитория – та же, что и аудитория Fanny Kaplan?

– Были те, кто посмеялись надо мной, я не держу зла на них, но про себя отметила их невежественность. Кто-то решил, что видео мрачное и страшное, кому-то очень понравилось. Отзывы противоречивые. У меня не развлекательная музыка, она задумчивая и полна подводных камней. Иногда это сложно для восприятия, и у людей не возникает желание разобраться. Стабильно, раз в неделю мне говорят или пишут как знакомые, так и незнакомые люди о том, что им нравится мое творчество. Это наталкивает на мысль, что у меня есть аудитория, но я не знаю, какая она.

– Твои видео записаны на VHS. Как сочетается олдскульная романтика кассетной пленки с футуристическим контентом?

– Мне нравится работать с технологиями: как со старыми, так и новыми. Я снимаю на VHS, цифру, mini-DVD, работаю с пост-интернет эстетикой... до кинопленки, к сожалению, еще не добралась, но это впереди. Все одинаково интересно исследовать. Еще в 80-х люди активно использовали футуристические мотивы. А сочетать можно все и со всем, главное иметь хорошее чувство вкуса.

Фото предоставлено респондентом

– Помнишь, был фильм "Марс атакует!", где в конце от музыки у марсиан взрывались головы. Как ты считаешь, может ли твоя музыка произвести подобный эффект?

– Забавный фильм! Да, было бы круто – это было бы не только моей, но и всеобщей победой.

– Как ты оцениваешь будущее перформанса? Планируешь двигаться в этом направлении?

– Перформанс – уже достаточно устаревшая форма современного искусства. Как и везде, в этом направлении необходимо вкладывать свежую, многогранную и интересную идею. Также можно искать переплетения с другими видами искусств. Будущие перформанса, как и у рока: если не делать чего-то стоящего, то лучше вообще не делать. Да, у меня есть несколько идей в этом направлении – предоставится случай, обязательно реализую их. – Что входит в твои творческие планы?

– В планах – выпустить обычный музыкальный альбом. Он выйдет уже совсем скоро: над ним я работала три года и сейчас нахожусь на финишной прямой. Я четко поняла, что хочу заниматься только музыкой и видео, а для этого нужно влиться в более понятное течение и пойти навстречу слушателям. Маргарита Маслова