Форма поиска по сайту

Поставщик смерти: роль Хасана Закаева в деле "Норд-Оста"

Хасан Закаев. Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Обвиняемому по делу о захвате заложников в театральном центре на Дубровке Хасану Закаеву дали 19 лет колонии. Какова была его роль в теракте – в материале m24.ru.

Подготовка

В октябре 2002 года один из лидеров чеченских бандформирований Шамиль Басаев планировал провести в столице целую серию терактов. Одним из объектов нападения был выбран дом культуры на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост".

Две другие группы после захвата заложников должны были взорвать машины с бомбами возле ресторана McDonald's на улице Покрышкина и около концертного зала имени Чайковского на Садовой-Триумфальной улице, а также устроить теракт с участием смертниц для отвлечения правоохранителей. Первый теракт им почти удался – бомба сработала, но не в назначенное из-за ошибки в таймере время. Тогда погиб один человек и еще восемь пострадали, но жертв могло быть больше.

Боеприпасы и взрывчатку для нападений привезли в столицу из другого региона. Ответственным за поставку был в том числе и Закаев, который был за рулем. По данным СК, бомбы – артиллерийские снаряды – были спрятаны в баллонах со сжатым воздухом, а автоматы и боеприпасы привезли, присыпав картошкой и яблоками. Это было озвучено на судебном заседании 5 декабря 2016 года. Также он перевозил оружие и боеприпасы в бензобаке.

Всего Закаев совершил не менее шести рейсов в Москву: два в 2001-м и четыре в 2002 году. В 2001-м он совершил один рейс с напарником и один в одиночку. Ему сказали, что он повезет оружие и боеприпасы. За второй рейс ему пообещали 800 долларов, но заплатили 400. В 2002-м он совершил один рейс из Назрани и три из Воронежской области.

По версии следствия, Закаев перевез в Москву две бомбы из гексогена, пластид, 27 поясов со взрывчаткой, 15 автоматов, пистолеты, гранатомет и детонаторы.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В Москве фигурант купил на Митинском радиорынке SIM-карты для террористов и приобрел на чужое имя "Таврию", взорвавшуюся на улице Покрышкина.

Уже в ходе следственных действий Закаев признал, что перевозил некий груз, оказавшийся оружием, получив за это 4 тысячи долларов и мобильный телефон, но причастность к терактам он отрицал.

Теракт

23 октября 2002 года около 40 террористов под руководством Мовсара Бараева ворвались в здание театрального центра и захватили более 900 человек в заложники.

Концертный зал по периметру заминировали, в зале посадили террористок-смертниц, а в центре установили снаряды. В ходе переговоров захватчики потребовали вывести войска из Чечни.

Фото: ТАСС/Константин Кижель

26 октября спецназ ФСБ провел штурм, освободив около 750 человек. Все террористы были уничтожены, также погибли 130 заложников.

Побег, задержание и суд над Закаевым

В 2003 году выживших соучастников захвата объявили в розыск. Узнав об этом, Закаев сбежал на Украину по поддельному паспорту. В течение девяти лет он находился там, а в 2014 году он решил приехать в Крым, где его и задержали.

На суде Закаев заявил, что не ждал собственной поимки и верил, что его уже не ищут. Фигуранта арестовали.

Дело было передано в Московский окружной военный суд. Закаеву были предъявлены обвинения по статьям "Террористический акт", "Организация преступного сообщества", "Убийство", "Захват заложника" и "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов".

This browser does not support the video element.

Гособвинитель просил приговорить его к 23 годам колонии строгого режима, но суд назначил ему 19 лет. Также прокурор поддержал гражданский иск потерпевшей стороны на общую сумму около 100 миллионов рублей в качестве возмещения причиненного вреда.

Следствие и суд над остальными участниками

Аслан Мурдалов, Хампаш Собралиев, Ахяд Межиев и Алихан Межиев (слева направо). Фото: ТАСС/Юрий Машков

Заурбек Талхигов – в 2003 году приговорен к 8,5 годам колонии строгого режима за пособничество террористам. По телефону передавал боевикам сведения о расположении спецназа. Алихан Межиев – в 2004 году приговорен к 22 годам колонии строгого режима, а его брат Ахъяд Межиев получил 18 лет заключения. Обвинялись в подготовке к теракту: они купили машины для перевозки бомб и боеприпасов, а также арендовали гараж. Также Алихан должен был привезти смертниц для теракта у метро "Пушкинская", но он испугался. Аслан Мурдалов – был осужден на 20 лет лишения свободы, завербовал Межиева. Хампаша Собралиев – в 2004 году приговорен к 15 годам лишения свободы; купил помещение для боевиков, хранил у себя оружие. Асланбек Хасханов – предполагаемый организатор группы, был направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар. Игорь Алямкин – милиционер, незаконно оформил временную регистрацию чеченке Луизе Бакаевой, которая участвовала в захвате заложников. В 2004 году приговорен к семи годам колонии. Герихан Дудаев – в розыске.