Потребление услуг в столице упало на 10–15 процентов. Такие данные приводит московское отделение общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" по результатам своего исследования.
Существенные затруднения возникли у турфирм, потерявших 30 процентов выручки и фитнес-клубов – 20 процентов. Значительные потери понесла и сфера бытовых услуг. Там продажи упали на 15–20 процентов.
"Балансы большинства бытовых предприятий оказались в состоянии нулевой и отрицательной текущей рентабельности. Все планы по инвестициям и развитию – свернуты или заморожены", – отмечают авторы документа.
Больше всего пострадали парикмахерские и косметические салоны. Они потеряли 20–25 процентов выручки. Выручка столичных ателье упала на 15–20 процентов, а химчисток и прачечных – на 10–20 процентов.
Пытаясь приспособиться к новым условиям, предприятия сокращают перечень услуг, меняют адреса или закрывают точки продаж, перепрофилируются и даже приостанавливают работу. "В частности, в сфере парикмахерских услуг и салонов красоты до 20 процентов предприятий рассматривают вопрос или уже сменили адреса размещения на более рентабельные, или совсем закрыли точки продаж", – пишут исследователи.
Химчистки с начала года уже сократили приемную сеть примерно на 10 процентов , а по итогам первого квартала планируют сокращение еще на 15 процентов.
This browser does not support the video element.
Исследователи также отмечают, что падение потребления в сфере бытовых услуг в столице произошло впервые с 2009 года, сообщают исследователи. Оно связано прежде всего с ухудшением покупательской способности российских домохозяйств. Реальные доходы населения упали на 9,9 процента.
Кроме того, у предприятий бытовых услуг, как и у всех субъектов малого бизнеса, с 2015 года увеличились издержки, связанные с налоговыми отчислениями. Существенное влияние оказал и курс валют. "В структуре расходов предприятий бытовых услуг (химчистки, прачечные, парикмахерские) импортные статьи составляют до 30 процентов", – поясняют авторы исследования.
This browser does not support the video element.
Профессор института МИРБИС Владимир Уколов полагает что предприятиям бытовых услуг стоит задуматься об импортозамещении. Однако это возможно не во всех сферах. "Косметические салоны используют импортное оборудование и химию. К сожалению у нас производят не так много аналагов и они, зачастую не позволяют оказывать услуги нужного качества", – отметил эксперт.
Он также добавил, что предприятия сферы услуг скорее всего не смогут преодолеть кризис без поддержки от государства. "Так, властям следовало бы вкладывать деньги во внутренний туризм", – пояснил Уколов.
Снижение покупательской способности москвичей повлияло и на рынок одежды. По данным на февраль 2015 года импорт обуви из стран дальнего зарубежья сократился на 44,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы ввоза трикотажных изделий "просели" на 41,6 процента, а текстиля – на 36,2 процента.
Популярные бренды начали уходить с российского рынка и даже на вещевых рынках начали закрываться торговые точки.