Форма поиска по сайту

Я хочу к Пикачу: откуда пошла мода на ностальгию по 90-м

Весь мир ловит покемонов, слушает KISS, смотрит старые фильмы и грустит по отчасти лихим, а отчасти наивным 90-м. Откуда пошло это поверие? И часто ли возникает мода на ностальгию?

Есть такая поговорка: "Не так сложно принять то, что мы стали взрослыми. Куда сложнее принять то, что взрослые – это мы". Время летит неумолимо, и вчерашние дети, рожденные в 90-е, уже сегодня правят бал в мире, становятся основными трендсеттерами, носителями новых идеологий и постепенно сбрасывают за борт с корабля прогресса поколения 70-х и 80-х (про детей 60-х я и не говорю, их пришедшая молодая поросль уже давно числит за пенсионеров).

И, естественно, что мир, входящий в неизбежный резонанс с желаниями и чаяниями его основных активных жителей немедленно меняется, подстраиваясь под возрождение культурной парадигмы 90-х – возвращаются гости из недавнего прошлого, о которых, казалось, все давно забыли.

Почему же это происходит? Ответ на самом деле довольно прост: вчерашние дети, повзрослевшие и уверенно вставшие на ноги, не хотят отпускать свое детство – а детство, в свою очередь, не отпускает их. И мир пульсирует, вытаскивая полузабытые артефакты, которые снова сводят с ума и подрастающее поколение 2010-х.

Фото: facebook.com/thestoneroses

Проследить новую ностальгию можно, например, по музыке. Все чаще и чаще нас радуют активностями герои 90-х, которые, как The Stone Roses, отправляются в ностальгический тур (о записи новых альбомов речи нет, достаточно просто давать концерты, на которые повзрослевшие дети придут уже без родителей), либо, как другие герои брит-попа – Suede – не только катаются по миру с гастролями, но и вновь активно выпускают альбомы (пластинки 2013 и 2016 года даже некоторое время были на верхних строчках европейского чарта iTunes).

Но иногда из небытия возникают и совсем странные призраки прошлого. Когда компания Niantic ("дочка" знаменитой Nintendo) решила создать на базе своей игры в дополненной реальности Ingress более массовый продукт – был выбран еще один мир, обретший свою популярность на исходе 90-х. Так появилась Pokemon Go – игра, в одночасье захватившая мир и заставившая миллионы людей по всей планете бродить по окрестностях в поисках виртуальных покемонов, которые поселились повсюду: от дворов до лесов. Важно подметить, что метафора мира игры была взята максимально понятная поколению смартфонов – покемоны были знакомы этим ребятам с самого детства, мультики про Пикачу – это было то, подо что они росли, и теперь, когда любимого покемона вчерашний школьник или студент может с легкостью захватить с помощью собственного гаджета, это – с одной стороны, возвращение в детство, а с другой – безусловно выигрышная игра с ностальгическими архетипами. Каждый хочет хотя бы в своих фантазиях снова стать ребенком, тем более, что у 25-летних детство закончилось не так уж и давно. При этом радостно, что вспомнили про технократичных покемонов, а, скажем, не про галлюциногенных телепузиков – уже хорошо.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Еще одним актуальным ностальгическим примером стал запуск нового канала MTV Classic – на нем будут демонстрироваться шоу из 90-х, включая, например, незабвенных Бивиса и Баттхеда. Пять лет назад MTV уже перезапустил сериал про двух отморозков, которые могли сутками сидеть на диване и пялиться в телевизор, обсуждая видеоклипы. Несмотря на то что с момента выхода оригинальных серий прошло почти 15 лет, мир Бивиса и Баттхеда не изменился, парни не повзрослели и даже не купили новый диван – разве что обзавелись более современным телевизором и иногда используют мобильный телефон. К сожалению, новые серии не имели такого успеха, как оригинальные семь сезонов мультсериала, и тему было решено не продолжать.

Фото: facebook.com/beavisandbutthead

Но посмотреть заново оригинальные мультики с идиотскими шуточками – причем именно сейчас! – от этого мало кто из поколения 90-х откажется. Добавим сюда повторы культовых телевизионных шоу, в том числе серии программ MTV Unplugged с легендарными концертами Nirvana, KISS, Эрика Клэптона и других звезд – и получим канал, который, судя по всему, будет пользоваться невероятным успехом у повзрослевших ребят из 90-х.

Возвращаются и киногерои – весьма неплохо прокатились по экранам два новых фильма о черепашках-ниндзя: главных героев комиксов конца 80-х и трех фильмов, в которых были задействованы куклы гениального Джима Хенсона. Историю о черепашках уже пытались перезапустить в начале 2000-х, но снятый тогда CGI-фильм собрал не слишком большую кассу, и было решено вернуться к кино с живыми актерами (собственно, черепах играют живые артисты, на которых потом с помощью компьютеров надевают виртуальные костюмы) – и подобный перезагруз франшизы оказался весьма и весьма действенным. Оба новых фильма о героических рептилиях собрали приличную кассу, и в обоих засветились звезды первой величины, например, Меган Фокс и Уильям Фихтнер.

В довершение – пару дней назад мы обсуждали выход новой книги о приключениях повзрослевшего Гарри Поттера: новая история о подросшем мальчике-волшебнике – это классический пример того, что случилось с поколением 90-х (да, в общем, и со всеми взрослеющими поколениями). Вроде бы и Гарри повзрослел и стал отцом семейства – вот только на самом деле он остался все тем же мальчишкой с волшебной палочкой, и друзья вокруг него – все те же, и проблемы он решает все так же рефлексивно (а порой – откровенно истерично). Ровно так же, как живут и действуют те, кто вырос на книгах о Гарри – для поколения 90-х он бесспорно стал главным литературным героем.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"

Да, шаг ностальгии стал куда короче по времени – уже нет обращения к 60-м и 70-м, как это было несколько лет назад, когда весь мир обсуждал возвраты к эстетическим трендам того времени (будь то музыка, кино или дизайн) – сегодня впору ностальгировать по 90-м. Но это и нестрашно: ввиду стремительности мировых изменений, чудовищного технического прогресса и стремительного взросления вчерашних детей для них и события четвертьвековой давности – уже невероятная архаика.

А что же делать тем, кто, как, например, автор этих строк – родом из 70-х? Ответ один: смириться. Для поколения 90-х мы уже – свидетели средневековья и даже, возможно, мамонтов. Так что единственное, что мы можем сделать – это постараться не отставать. Бег времени неумолим, так что попробуем войти с ним в резонанс – и тогда, глядишь, и 90-е станут для нас тоже элементом приятной ностальгии – не по детству, так по юности, которая тоже была весьма неплоха. И опять же покемоны прекрасно ловятся и на наши смартфоны тоже – и, когда вы притащите Пикачу и покажете его младшему брату, сыну или племяннику, обратите внимание, с каким восторгом он на вас посмотрит.

Павел Сурков