Форма поиска по сайту

Панёва, лен и поршни: во что нарядиться на городской фестиваль

культура Древняя Русь

07 июля 2016, 16:45

Фото: m24.ru/Александр Авилов

До середины октября в Государственном Историческом музее продлится выставка вооружений позднего Ренессанса, в которой агентство исторических проектов "Ратоборцы" приняло непосредственное участие, устроив встречу гостей с рыцарями и средневековыми танцами под аутентичную музыку. Сейчас реконструкторы проводят в музее интерактивные занятия с детьми, рассказывая им об ушедшей эпохе. Сетевое издание m24.ru узнало у "Ратоборцев", как они помогают музеям с выставками, из чего шьют свои костюмы и почему не любят носить поршни.

Каждой конкретной эпохе соответствует определенный текстиль – его вид, переплетение, фактура, способ изготовления. Например, для Древней Руси, которой был посвящен грандиозный фестиваль "Времена и эпохи" в этом году, характерно использование таких натуральных тканей как шерсть, лен, шелк. Несмотря на массовость мероприятия, "Ратоборцы" стремятся подбирать материалы, максимально близкие к оригиналу. Поэтому при необходимости они заказывают домотканые шерсть и лен. Например, для панёвы – это шерстяная юбка, которую на Руси носили замужние женщины, материал заказывали в Сибири.

Шелк в исторической реконструкции, особенно массовой, используется в меньшей степени – этот материал, как правило, привозной, статусный. В нем ходила преимущественно знать, а никак не среднее сословие.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Художник по костюмам Анастасия Леоневская рассказывает, что для массовых пошивов может использоваться магазинная ткань, но материал подбирается подходящий по типу и фактуре. Для каких-то сложных работ, например, для облачения свиты князя, далматики (это верхняя расшитая риза) берется этнографический шелк. Он ближе по выделке к оригинальному материалу, видно, что он корявенький, с узелочками и неточностями. Но ткань дорогая, и ее так просто в магазине не найти. "У нас высокий уровень реконструкции, мы часто делаем музейные работы, поэтому не можем позволить себе использовать синтетику, делать уступки в качестве в сторону дешевизны материалы", – говорит Анастасия.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

По окончании различных фестивалей и других мероприятий костюмы не перешиваются, а уходят в специальный фонд. Их могут арендовать для съемок документальных фильмов, телевизионных передач, музейных экспозиций или использовать на других мероприятиях. Например, после "Времен и эпох" в центре Москвы проходила недельная акция "Знай наших", которую можно считать своеобразным продолжением фестиваля. И большинство костюмов благополучно перекочевало туда. При этом у "настоящих" реконструкторов свои вещи, они собирают себе полные комплекты самостоятельно. А для многочисленных актеров, аниматоров, музыкантов, задействованных на городских мероприятиях, одеяния предоставляет костюмерный отдел.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

"У реконструкторов костюмы фактурные, ношеные, с огромным количеством аксессуаров, – рассказывает Анастасия. – Человек занимается одним костюмом, он его годами может собирать. А мы должны достойно нарядить наших аниматоров, чтобы они выглядели не хуже реконструкторов. В течение нескольких месяцев мы должны пошить костюмы для 40-50 человек. Задача большая, но у нас есть возможность выполнить ее хорошо".

Для одежды аниматоров, кстати, как правило, используются готовые цветные ткани – они более ноские. Однако хорошо покрашенная натуральным красителем ткань цвет держит долго, но быстрее выгорает на солнце в отличие от анилинового красителя.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

"На один крупный элемент одежды, если шить его вручную, даже при скорой работе, может уйти целый день, – продолжает рассказ Анастасия Леоневская. – А мы не можем позволить себе потратить целый день на один элемент одежды. Поэтому когда для массовых мероприятий нужно пошить несколько десятков костюмов, мы делаем внутренние швы на машинке, а внешние обрабатываем вручную. Однако какие-то сложные вещи, которые нам особенно важны и дороги, мы шьем вручную полностью. Например, полностью обшили целое славянское поселение для нашего проекта по выживанию. В нем участвовали 7 двушек и двое парней. В дальнейшем мы хотим использовать эти костюмы для видеофиксации, чтобы был музейный уровень реконструкции".

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Оригиналов древнерусской одежды практически не существует, ведь речь идет о IX-XI веках, с тех времен текстиль практически не сохранился, за исключением каких-то отдельных образцов. Реконструкторы, как правило, пользуются археологическими и изобразительными источниками, то есть какими-то описаниями. Поэтому реконструкция раннего Средневековья, Древней Руси – это во многом синтез археологии, фантазии создателя того или иного комплекта одежды и этнографии. И кропотливый процесс, поскольку нужно собрать информацию из различных источников, изучить ее и привести к единому знаменателю. А затем по получившемуся эскизу сшить костюм.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

У древних славян красота не стояла на последнем месте: так или иначе украсить себя стремился в том числе и простой народ. Были популярны изделия из различных цветных металлов, ожерелья. Мужчины носили цепи, гривны – шейные украшения из железа, серебра. А ткани для одежды окрашивали. В качестве красителей использовались натуральные ингредиенты – корень марены, кора дуба, крушины. В итоге на тканях получались все цвета, которые есть в природе.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Все элементы для поясов тоже сделаны вручную в мастерских "Ратоборцев" или у их друзей-мастеров. Анастасия рассказывает, что историческая и современная кузницы существенно отличаются: "Нам нужны вещи, которые по технологии изготовления соответствуют историческим. А занимается этим ограниченный круг лиц".

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Есть версия, что славяне ходили в валяной обуви. Однако реконструкторы, как правило, делают для себя кожаные ботинки с меховым носком.

Вязаные вещи – отдельная тема. Нитки для них берутся не из клубка, а отдельно, как при шитье. И вяжутся они тоже особенным способом – костяной иглой.

Также древние славяне носили поршни – простейшую обувь из цельного куска кожи. Реконструкторы же пренебрегают этой формой обуви, стремясь, как правило, сделать себе ботинки или полуботинки.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

"Ратоборцы" не только одевают народ, участвующий в массовых городских фестивалях, но и делают костюмы для музейных экспозиций. Созданные ими элементы одежды или целые комплекты можно сейчас увидеть в Историческом музее на Красной площади, а также в музее в Екатеринбурге – там экспонируется 5-6 костюмов разных эпох.

"Как правило, мы лучше знаем, как выглядят те или иные костюмы, поэтому от нас ждут, что мы самостоятельно сделаем правильные вещи, - рассказывает Анастасия Леоневская. - Мы ищем источники, консультируемся со специалистами по той или иной эпохе. И предоставляем музеям костюмы и паспорт костюма с перечислением, обоснованием тех или иных вещей".

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Реквизитор Иннокентий Ордин рассказывает, что раньше обычные воины выходили на поле боя в простых рубахах. Доспехи из железа были дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только представители привилегированных классов.

Например, кольчуга Иннокентия весит около 8 килограммов. Причем кольчуги, которые используют реконструкторы, клепаные. Они прочнее и соответствуют историческим аналогам.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Копье – самый распространенный вид вооружения в раннем Средневековье. По сравнению с другими видами оружия у него железная часть не очень большая, поэтому на наконечник для копья уходило гораздо меньше железа, чем на целый меч. Плюс это одно из самых практичных и эффективных видов оружия, поэтому различные виды копий существовали вплоть до XIX века.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Раньше различными видами оружия пытались поразить врага, однако в реконструкции все по-другому: здесь стараются не наносить вред своим товарищам. Для этого на различные виды копий ставят специальные заглушки, так называемые гуманизаторы. А всевозможные разновидности топоров не затачивают. Такой вариант совершенно не историчный, однако в исторической реконструкции используется именно он.