Форма поиска по сайту

Возвращенные архивы, успехи и новые проекты легендарного "Союзмультфильма"

Кадр из мультфильма "Морошка"

Накануне Дня российской анимации заместитель директора по производству "Cоюзмультфильма" Анастасия Лунькова рассказала m24.ru о проблемах и победах отечественной мультипликации.

– Этот год для "Cоюзмультфильма" знаковый, студии исполняется 80 лет, к ней приковано повышенное внимание. После достаточно продолжительного перерыва, в последние несколько лет студия возрождается, возвращается к активной деятельности.

– В прошлом году мы произвели 160 минут анимации. Это очень много для последних лет. Из них 60 минут отводится на полнометражный фильм "Гофман и тайна часовщика", который, надеемся, в ноябре выйдет в прокат. Фильм делался долго. С момента возникновения идеи прошло уже почти 13 лет. Сейчас, в принципе, его закончили, но нам остается объединить все сделанное за долгие годы и выпустить прокатную версию.

– "Гофман", пожалуй, самый обсуждаемый и значительный проект студии…

Анастасия Лунькова. Фото предоставлено пресс-службой "Союзмультфильма"

– Он еще и самый сложный. Во-первых, для полнометражного фильма, как и для сериала, всегда сначала запускается пилотный проект. В 2003 году запустили пилот. Вернее, сначала возникла идея у Михаила Шемякина и Станислава Соколова. Станислав Михайлович опытный мастер, у него много кукольных фильмов. Он давно преподает во ВГИКе, и практически все художники и режиссеры, которые у нас работают, так или иначе проходили через него. Они либо с ним знакомы, либо у него учились, либо были у него на мастер-классах.

Пилот сдали в Минкульт, и стало понятно, что может получиться интересная история. Тогда сложно было запустить проект сразу, и решили делать это по частям. Он легко делится на три части, которые существуют сами по себе внутри фильма. Уже в 2006 году в производство была запущена первая часть на 30 минут (вышедшая в 2010), а потом после небольшого перерыва запустили и вторую – на 60 минут. Тут нас уже поддержал Фонд кино, и мы при их поддержке закончили в прошлом году. Между всеми этими этапами перерывы длились по году-полтора, чаще всего для поисков финансирования. Плюс кукольное производство – это вообще долгий процесс. Даже 13-минутный фильм "Привередливая мышка" делался два года. Кроме того, не так много мастеров, не так много аниматоров, которые могут работать на проекте подобном "Гофманиаде", где сложные декорации.

– В прежние времена студия выпускала гораздо больше картин. Столь долгие производственные циклы связаны, вероятно, не только с техническими сложностями в реализации современного полномасштабного проекта, но с общей ситуацией вокруг "Cоюзмультфильма"?

– Кукольное производство всегда довольно длинное, но, конечно, раньше процесс был отлажен гораздо лучше, практически фабрика. С другой стороны, полнометражных кукольных фильмов тогда не было. В "Гофманиаде" задействованы более 150 кукол. Они делаются довольно долго, плюс к ним готовятся дополнительные дубли, сменные головы, разные костюмы. Все это занимает много времени даже просто по планировке. Раньше студия обладала и другими мощностями, существовало два здания – для объединений кукольной и рисованной анимации, сейчас же осталось одно. Затем случился переезд, уплотнение, и это практически совпало со временем запуска пилота. Время, когда запускалась и делалась "Гофманиада", оказалось сложным для студии. Например, в 2011 году у нас не было снято ни одной минуты анимации. Это годы перемен, переездов, время смены всего. Так что "Гофманиада" вместе со студией переживала трудное время.

Что касается короткометражного производства, то если в 2011 году у нас не было ни одной минуты, то в прошлом году мы сделали 100 минут только короткометражной анимации и это, конечно, большой прорыв для студии. В лучшие годы "Союзмультфильма" выходили по 400-500 минут в год. Сейчас 100 минут можно считать как-то сопоставимыми.

Кадр из мультфильма "Даша и людоед"

– На Открытом Российском фестивале анимационного кино в Суздале возрождающийся "Союзмультфильм" оказался в числе лидеров по призам.

– В конкурсе представили восемь наших фильмов. Из них три получили в общей сложности шесть призов. Например, "Морошка" – дебютная анимационная картина Полины Минченок – стала лучшим фильмом для детей, и это особенно приятно. "Морошку" взяли и в конкурсную программу в Annecy – на крупнейший международный анимационный фестиваль. Мы представляли этот фильм и в Манеже, на Московском культурном форуме, и реакция зрителей порадовала.

Приз за "Лучший короткометражный фильм" получила "Мама цапля" режиссера Марины Карповой (ее предыдущий фильм "Коровка" из сборника "Веселая карусель" также собрал много наград). Ну а "Мама цапля" – трогательная картина про цаплю, которая усыновляет всех брошенных животных в округе. Большую часть призов на последнем фестивале в Суздале (в том числе и спецприз от Гильдии киноведов и кинокритиков) получил наш фильм "Питон и сторож" Антона Дьякова. Кстати, Антон теперь президент следующего фестиваля в Суздале, потому что получил первое место и в профессиональном рейтинге. А фильм "Даша и людоед" молодого режиссера из Белоруссии Наташи Суринович, тепло принятый зрителями. Сейчас эти фильмы представлены в нескольких номинациях и на Национальной анимационной премии "Икар".

This browser does not support the video element.

Кстати, из прошлогодних фильмов упомяну и "Белые медведи". Ранее в подобной стилистике работал Леонид Носырев, а озвучивал его фильмы Евгений Леонов. Этот проект знаковый для студии. Интересен он тем, что рисовался по технологии классической – на кальке. Сейчас большинство наших проектов, даже рисованные, делаются на планшетах. Мы уходим от кальки, поскольку это упрощает процесс, ничего не поделаешь. Но на планшете другая техника. К счастью, есть еще режиссеры, например, Роза Гиматдинова, которые работают с калькой по классической технологии. Раньше заливка делалась на целлулоиде, и это кропотливый процесс, сейчас это, конечно же, делается на компьютерах.

Если говорить про производство, в 2012 году, после десятилетнего перерыва мы возобновили производство сборника "Веселая карусель". В последние годы вышли восемь выпусков.

– Цикл "Веселая карусель" имеют многолетнюю историю. Редко кто не помнит эти сборники с неизменной музыкальной заставкой.

– Да, первый сборник вышел еще в 1969 году, а режиссер Леонид Носырев, снявший "Антошку", продолжает работать на студии и сегодня. В 2016 году у нас в производстве четыре выпуска "Карусели". К Новому году выйдет выпуск с четырьмя разными историями на эту тематику, снятыми в разных техниках, от пластилиновой до рисованной.

Кадр из мультфильма "Мама цапля"

Кроме того, сейчас на студии снимаются и три авторских фильма. Например, работа Татьяны Ильиной – известного режиссера, преподавателя ВГИКа. Татьяна делает для студии сложный проект "Маршрутка". Как она сама это позиционирует – гимн рисованной анимации.

Кукольный фильм "Два трамвая" Светланы Андриановой любопытен тем, что в нем пересекаются и куклы, и рисованная анимация. Летом начнутся съемки, и к концу года он должен быть готов.

– Много споров и обсуждений касалось переезда "Союзмультфильма" в новое здание.

– Это большое событие, потому что сейчас мы располагаемся в здании Храма Николая Чудотворца, который передали студии в 1944 году. Дело не столько в том, что здание нужно отдать РПЦ, они не требуют его немедленно отдать, но для развития студии нужно другое помещение. Сейчас делать полнометражные фильмы на этой территории практически невозможно. Раньше площадь была больше за счет строений во дворе – там находились станки, съемочные павильоны, мастерские. Сейчас осталось только основное здание, и его категорически не хватает. Переезжать в новое здание на ВДНХ мы начнем с сентября.

– На время переезда студия приостановит работу?

– Будем совмещать. Сейчас у нас нет сложных полнометражных проектов на этой территории. То, что находится в работе, будет закончено здесь, а новое будем запускать уже в новом здании.

– Мультфильмы чаще всего смотрят по ТВ, но и интернет вы, наверняка, не обходите вниманием.

– Конечно, у нас есть интернет-канал на YouTube, на котором мы выкладываем все наши фильмы, когда они отъездят по фестивалям. У нас начинается сотрудничество с Кинопоиском. 8 апреля запускается спецпроект "Премьеры "Союзмультфильма": новые фильмы студии, которые были доступны только гостям фестивалей, теперь можно будет смотреть там.

Кадр из мультфильма "Морошка"

– За счет чего сейчас живет студия?

– Основной доход приносит коллекция "Союзмультфильма", которая позволяет студии развиваться. Во времена, когда коллекция не принадлежала "Союзмультфильму", студия существовала только за счет производства. И здание нужно содержать, а у нас не имелось доходов. С момента передачи коллекции стало возможным не просто существовать, но и заниматься производством, снимать полный метр, думать о переезде.

– Планируется ли киношный показ мультфильмов на специализированных площадках, вроде той, что ранее находилась в кинотеатре "Баррикады"?

– Как раз в рамках года российского кино некоторые кинотеатры стали организовывать специальные детские программы, куда включили как классические работы "Союзмультфильма", так и новые фильмы. Сейчас мы начали сотрудничать с кинотеатром "Пионер". В апреле и мае в рамках проекта "Детский Пионер" на большом экране будут показаны заново оцифрованные (а в некоторых случаях – и отреставрированные по качеству) мультфильмы, шедевры киностудии "Союзмультфильм". Фильмы представят заслуженные режиссеры, киноведы и художники. Идея показов в том, чтобы сделать понятными для детей в возрасте от 6 до 16 сложные вещи и приобщить нового зрителя к искусству кино и кинопроекции, научить его не только смотреть, но и видеть. Показы будут проходить по воскресеньям в 11:00.

– Как мне известно, уникальный архив "Cоюзмультфильма" в результате коммерческих махинаций мог быть безнадежно потерян?

– С коллекцией чего только не происходило! Ее продали в США каким-то сложным путем, и Россия не имела на нее прав. Затем права благодаря усилиям хороших и богатых людей удалось вернуть. В 2003 году "Союзмультфильм" разделили, хотя до этого он существовал как единая студия на две организации – Фильмофонд "Союзмультфильма" и Творческое производственное объединение "Союзмультфильм". Так получилось, что производящую компанию отделили от коллекции, и она должна была существовать только на господдержку производства. Естественно, это затруднительно. При этом существовал Фильмофонд, который занимался только коллекцией. Затем его переименовали, объединили в один фонд коллекции всех киностудий кроме "Мосфильма". У ТПО "Союзмультфильм" дела продвигались очень плохо, и все шло к тому, что он перестанет существовать как производящая компания. Авторы крайне возмущались тем, как эксплуатировалась коллекция. В итоге, целый ряд известных мультипликаторов во главе с Юрием Норштейном, Эдуардом Назаровым, Андреем Хржановским в 2011 году направили письмо президенту России Владимиру Путину. Он обратил внимание на сложившуюся ситуацию, собрал мультиплкаторов, и очень оперативно решил вопрос, передав права на коллекцию ТПО "Союзмультфильм".

Кадр из мультфильма "Даша и людоед"

– Кроме возвращения и систематизации говорили и о создании музея "Cоюзмультфильма".

– Недавно закончилась прекрасная масштабная выставка на ВДНХ, где впервые выставили уникальное собрание кукол киностудии. Слава Богу, сохранились многие куклы и декорации. К сожалению, в советские времена у "Союзмультфильма" существовала довольно грустная традиция – по завершению проекта все куклы списывались. Поскольку выходило много фильмов, существовала необходимость содержать отдельное здание, чтобы хранить реквизит. Это настоящая фабрика, а на ней все расходные материалы уничтожались по завершении производства. Конечно, что-то сохраняли авторы, режиссеры и энтузиасты, которые работали над фильмами. Так что случайным образом коллекция сохранилась, и даже пополняется. Сейчас авторы, у которых сохранились эскизы, куклы, целлулоиды даже возвращают что-то в коллекцию "Союзмультфильма". Я надеюсь, что в скором времени у нас появится собственный музей, мы работаем над этим.

– Кто сейчас идет в мультипликацию, кому российские мастера мирового уровня передают профессию, есть ли спрос на молодых специалистов и какие перспективы у российской анимации, живущей порой совсем не в мультяшном режиме?

– На самом деле, сейчас большой спрос на аниматоров. Не хватает не столько режиссеров, сколько исполнителей среднего звена – аниматоров, художников. В этом году в Суздале показали шесть российских полнометражных фильмов, будет еще больше, на каждом из них должны работать человек по 200. Плюс сейчас много авторской анимации. В России эта отрасль сейчас активно развивается. К нам идут выпускники ВГИКа, но существуют и другие образовательные учреждения. Иногда режиссерами становятся художники-аниматоры. Конечно, многие параллельно работают над клипами и в рекламе, но это совмещается с работой в анимации. На студии сейчас действует Экспериментальное молодежное объединение, где молодые, но уже работающие в анимации авторы практикуются на производстве, под руководством опытных мастеров. Для того, чтобы стать профессиональным режиссером, нужно много трудиться. Станислав Соколов, например, работал в анимации с 17 лет. Сначала ассистентом художника, затем художником, при этом параллельно учился. Затем он работал ассистентом режиссера, и только потом сам стал режиссером. Конечно, он мастер другого уровня, знающий все этапы процесса.

Сейчас мы много работаем с дебютантами, на тех же короткометражках сборника "Веселая карусель".

Если говорить о перспективах, "Союзмультфильм", да и вся российская анимация, в последние два-три года развивается активно. Это и короткометражное производство, которое реально выходит на мировую арену, и полнометражное, начинающее заполнять кинотеатры. Мы пока еще не начали заниматься сериалами, но обязательно будем.