Ретроспектива британского режиссера Дэнни Бойла стартовала в кинотеатре "Горизонт" 8 февраля. Вечером в день открытия прошла встреча режиссера со зрителями в формате Q & A. Бойл рассказал о своих предпочтениях в кино, насилии на экране, работе с актерами и своем новом фильме "Т2: Трейнспоттинг", премьера которого состоится 8 марта. Продолжение знаменитого фильма Бойла 1996 года "Трейнспоттинг" ("На игле") может стать частью трилогии – режиссер намекнул, что хотел бы снять третий "Трейнспоттинг". M24.ru подготовило конспект встречи.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
О ретроспективе
Не хочу и не буду смотреть ни один из своих фильмов. Ни один. Сразу увижу, что там не так, и расстроюсь, ведь уже ничего не исправить.
О выборе профессии
Я из простой рабочей семьи. А в моей юности большинство британских режиссеров были выпускниками Оксфорда и Кембриджа – сами понимаете, какой у них был социальный бэкграунд. В общем, мне пришлось непросто.
Вообще-то, чтобы быть режиссером, не нужно быть умным. Нужно быть страстным. Ум нужен, чтобы заниматься математикой. А чтобы снимать кино, нужно уметь рассказать историю и заставить актеров что-то показать.
Когда-то очень давно я посмотрел фильм Николаса Роуга "А теперь не смотри" с Дональдом Сазерлендом и Джули Кристи. Там, как вы помните, есть одна постельная сцена между мужем и женой. Подразумевается, что они делали это много-много раз до этого, но от этой сцены нет ощущения привычки – все выглядит очень чувственно и сильно. Это такая запредельная красота, найденная в обыденности. А потом, после этой красоты, на тебя обрушиваются жуткие события – это же хоррор. Это сочетание вдохновило меня – и я стал режиссером.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
О насилии в кино
Насилие в кино – очень интересная штука. Его сейчас слишком много. Насилие, насилие, насилие – иногда ничего больше на экране не происходит. Мне нравятся актеры, которые испытывают боль. Например, Юэн Макгрегор – мне с ним вообще очень повезло. В первом фильме, над которым мы работали вместе, – "Неглубокой могиле" – есть эпизод, в котором машина сбивает его персонажа. Макгрегор так сыграл боль, которую он испытывает, что я испугался. Подумал, что мы на самом деле сломали ему лодыжку.
Об актерах
Нужно доверять актерам. Не нужно доверять технологиям. Сегодня в кино можно увидеть минимум актерской игры – она сводится к зачитыванию текста. Мне такое не подходит. Мне нужно, чтобы актеры проявляли себя – пусть даже через край.
О российском кино
Мне очень нравится "Левиафан" Андрея Звягинцева и первый "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова. "Русский ковчег" Сокурова – с технической точки зрения он совершенен. А мой любимый русский фильм – это "Иди и смотри" Элема Климова. Вы видели
"Сына Саула", фильм молодого венгерского режиссера Ласло Немеша? По-моему, он во многом вдохновлен картиной Климова.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
О втором "Трейнспоттинге"
Мы назвали фильм "Т2", чтобы немножко побесить Джеймса Кэмерона (Бойл имеет в виду фильм Кэмерона
"Терминатор 2: Судный день" (1991), также известный как "Т2" – прим. m24.ru). Кэмерон великий режиссер! А я считаю, всех великих режиссеров нужно иногда немного бесить.
Нельзя сказать, что мы сняли экранизацию романа Ирвина Уэлша "Порно" (роман является продолжением книги Уэлша "На игле" (1993), которая легла в основу первого фильма, – прим. m24.ru). В "Т2:Трейнспоттинг" есть несколько сцен, взятых из книги, но в целом это продолжение первого "Трейнспоттинга". Там есть своеобразная петля времени – вы поймете, о чем я, когда посмотрите фильм. А вообще у Уэлша в прошлом году вышел новый потрясающий роман "Безумный художник", главный герой которого – Бегби
(один из главных героев "Трейнспоттинга" – прим. m24.ru). Так что посмотрим, может быть, еще снимем "Т3"!
О наркотиках
В "Т2" есть такой момент, когда один из героев достает из холодильника голубые таблетки. Это виагра. Такие наркотики в нашем возрасте. Не смейтесь, это вас тоже ждет.