Фото: ТАСС/ Юрий Белинский
Юбилей Раймонда Паулса – событие, кажется, невозможное: как это так – одному из первых красавцев нашей эстрады, вечно элегантному маэстро Раймонду Паулсу – и вдруг 80 лет? Но, несмотря на столь солидный юбилей, композитор продолжает активную творческую деятельность и, как и в молодости, готов порадовать своих поклонников новыми мелодиями и свежими творческими идеями, которых у него в запасе неиссякаемое количество.Начало творческой деятельности Паулса – это исполнительский успех (помимо композиторского таланта, Паулс проявил себя как блестящий пианист) и удивительно, что об этом мало кто помнит! – кропотливая исследовательская работа. Паулс оказался одним (если не единственным) из самых глубоких исследователей латвийского фольклора: он много ездит по деревням и маленьким хуторкам и тщательно собирает народные песни, записывает их, перекладывает на клавиры – фактически сохраняет наследие родного народа для потомков.
Паулс поступает на работу в Рижский эстрадный оркестр, пишет песни на стихи поэта (а позднее – и политического деятеля и даже первого посла независимой Латвии в России) Яниса Петерса, а затем создает ансамбль "Модо", который с успехом выступает в Сопоте. Однако затем Паулса приглашают на работу в Гостелерадио Латвии, где он руководит оркестром и хором Латвийского радио и телевидения.
Первым большим успехом Паулса на всесоюзном поприще – даже еще до успеха в Сопоте – стал легендарный фильм "Три плюс два": безыскусная комедия о приключениях трех отдыхающих молодых людей и двух девушек стала абсолютным хитом проката, а в Андрея Миронова и Евгения Жарикова мгновенно влюбилось все женское население страны. Раймонд Паулс был приглашен на запись музыки в качестве пианиста (композитором фильма был Андрей Волконский), но в итоге взял на себя не только исполнительские функции: он стал аранжировщиком музыки к картине, а еще облегчил композиторскую задачу, сочинив всю фоновую музыку.
Фото: ТАСС/Владимир Старков
Но настоящее признание приходит к Паулсу, конечно же, в начале 1980-х, когда он знакомится с поэтом Ильей Резником и певицей Аллой Пугачевой. Паулс пишет для Пугачевой всего десять песен, но они становятся визитной карточкой как самой Аллы, так и композитора Паулса (при этом Резник – не единственный автор стихов к песням, знаменитая "Миллион алых роз" написана на стихи Андрея Вознесенского). Программа "В гостях маэстро" собирает тысячные залы по всему Союзу, Паулс и Пугачева царят на радио и телевидении. Народная молва даже поженила композитора и певицу (хотя, конечно же, никакого романа между ними не было) – настолько проникновенно исполняла Пугачева песню "Маэстро". Хотя – откроем секрет – на самом деле эта песня была посвящена не Паулсу, а другому композитору – Константину Орбеляну.
Паулс становится своеобразным проводником артистов на большую эстрадную сцену: вслед за Пугачевой он пишет две программы для Валерия Леонтьева – они выйдут на пластинках "Диалог" и "Бархатный сезон". И снова продолжается сотрудничество Паулса с Резником и Вознесенским: Резник сочиняет для Леонтьева слова для песен "Вероока" и "Я с тобой не прощаюсь", Вознесенский пишет "Полюбите пианиста". А еще один прекрасный поэт-песенник – Николай Зиновьев – сочиняет стихи к песне "Зеленый свет", которая до сих пор входит в концертные программы Леонтьева.
Во второй половине 1980-х Раймонд Паулс – безусловно, самый популярный советский композитор, ему предоставлен абсолютный карт-бланш на работу с самыми разноплановыми артистами – он звезда концертов в Юрмале, он с удовольствием работает и с молодыми исполнителями, но при этом не забывает и прежних знакомых. С Андреем Мироновым, с которым он познакомился еще на съемках картины "Три плюс два", он записывает пластинку "Старые друзья", и на ней раскрывается взаимная любовь Миронова и Паулса к джазовой музыке: легкая, воздушная аранжировка и радостный, светлый голос Миронова сделали эту песню одной из самых ярких в карьере артиста.
Кроме того, Паулс не забывает и латвийские коллективы – так, он выводит на сцену детский ансамбль "Кукушечка": и песня "Золотая свадьба" звучит из каждого радиоприемника – вся страна поет вслед за обаятельными детишками про бабушку рядышком с дедушкой и про то, что "поднимаем кружки высоко и за них мы пьем парное молоко". Надо сказать, что "Кукушечка" существует и по сей день, правда, состав регулярно меняется: детишки подрастают, но песни Паулса по-прежнему составляют основу репертуара ансамбля.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
Не забывает Паулс и карьеру кинокомпозитора: здесь ему также сопутствует успех: музыка к одному из лучших телесериалов 1980-х годов – "Долгая дорога в дюнах" – мгновенно полюбилась зрителю, а затем даже была издана на отдельной пластинке.
Но в середине 1980-х Паулс зажигает третью звезду – солистку родного для Паулса Рижского оркестра радио и телевидения Лайму Вайкуле. Вместе с верным другом Ильей Резником Паулс пишет для нее первые песни, которые принесут певице всесоюзную известность: "Вернисаж" (исполняемую сперва дуэтом с Валерием Леонтьевым) и "Еще не вечер". Три столь разных звезды – Пугачева, Леонтьев, Вайкуле – но каждому из них следует благодарить за невероятный рывок в карьере именно Паулса: его песни обеспечили артистам безусловный успех, признание и любовь зрителей.
Паулс все больше сосредотачивается не на песенном творчестве, а на больших формах работы: мюзиклы он писал еще с 1970-х годов, но теперь у него есть возможность как следует сосредоточиться на том, чем он хотел заниматься всегда. Правда, творческую деятельность Паулсу приходится совмещать с общественной и даже политической: в конце 1980-х Паулса выбирают народным депутатом СССР, а затем – министром культуры Латвийской ССР. Когда же Латвия получает независимость, Паулс сохраняет за собой должность министра культуры (он будет занимать этот пост до 1993 года, а затем станет советником президента Латвии по культуре). Более того, популярность Паулса на родине столь велика, что в 1999 году его даже выдвигали на пост президента, но композитор снял свою кандидатуру с выборов.
Он активно занимается фестивальным движением: вместе с Игорем Крутым организует в Юрмале фестиваль "Новая волна", который будет с успехом проходить свыше двадцати лет и лишь в 2015 году переменит дислокацию с Юрмалы на Сочи. Все звезды эстрады и поп-музыки будут считать за честь приехать в Юрмалу, и этот фестиваль на долгие годы станет настоящим смотром всех современных эстрадных талантов.
В начале 2000-х Паулс пишет много музыки для театральных постановок – тут и спектакль "Граф Монте-Кристо", и музыка к классике театра – "Калигуле" и "Чайке", и спектакль "Одесса – город колдовской", занимающий в биографии Паулса особое место (именно в Одессе много лет назад Паулс по знакомился со своей женой Светланой). Не устает маэстро работать на театральной сцене и по сей день – год назад в московском театре мюзикла состоялась премьера его нового спектакля "Все о Золушке".
И сегодня, несмотря на весьма солидный юбилей, Раймонд Паулс по-прежнему творчески активен: впереди юбилейные концерты, которые, без сомнения, соберут полные залы поклонников его таланта – композитора, конечно же, придут поздравить и старые друзья – Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле и многие другие музыканты. Но при этом в задумках у Паулса – новые мюзиклы, новые спектакли и новые песни: он продолжает сочинять, и новая музыка, которую, без сомнения, полюбит слушатель ждет нас впереди. С днем рождения, маэстро!
Коллеги – о Раймонде Паулсе
Илья Резник
В жизни он больше закрытый человек, не очень идет на сближение. Осторожен в плане знакомств, и это правильно – я, например, доверчивый, и часто на этом обжигаюсь.
Но мы с ним всегда друг друга понимали, мы написали вместе около 70 песен. Писали и для Аллы, и для Лаймы, и для Леонтьева, Сони Ротару, ансамбля "Самоцветы" и других. Для меня он родной человек, любимый композитор.
Мы только что разговаривали с ним по телефону, я поздравлял его. Он говорит: "Я отключил все телефоны!" Я ответил: "А я звоню, ты почувствовал и включил, что ли?"
Это гениальный человек, но мне очень легко с ним работать! И всегда так было. За эти 40 лет у нас не было никаких переделок, мы выдавали синхронно и музыку, и стихи. Это все сливалось, и было органично, и эти песни живут и сейчас – некоторым, повторюсь, уже 40 лет.
Я хорошо помню нашу первую встречу. Нас познакомила редактор "Маяка". Паулс обращался ко мне на вы, все было очень четко. Я ему сказал: "Раймонд, если мы не будем по-мужски разговаривать, то ничего не получится". И мы стали общаться – и анекдоты друг другу рассказывать, и даже делиться всякими интимными тайнами. С тех пор общаемся доверительно.
Однажды мы с Раймондом и Аллой приехали в Ригу – нас пригласили пограничники. Нам прислали две машины, первые двадцать километров мы проехали нормально, а потом ехали по очень пыльной дороге – мы просто глотали эту пыль! Наконец приехали, пограничники встали так интересно, построили собой имя Алла – так они приветствовали Пугачеву. Потом было застолье, баня, а затем, когда мы поехали обратно, опять была эта пыльная дорога, песок хрустел на зубах! И никто – ни Раймонд, ни Алла, ни я – не жаловался, мы смеялись, что сейчас снова придется мыться. Эту поездку вспоминаем с теплотой.
Знаю, что Раймонд сейчас много работает в Риге и в театре, и в симфоническом оркестре. К тому же недавно мы написали новые песни – для Маши Распутиной, Тамары Гвердцители. И я могу пожелать Раймонду только здоровья – творческой энергии у него достаточно.
Фото: ТАСС/Дмитрий Беркут
Михаил Швыдкой
Я познакомился с Раймондом Паулсом тогда, когда понял, что только он может написать музыку на сюжет "Золушки" для Московского театра мюзикла. Только Раймонд мог написать это так, что это будет объединять все поколения слушателей. Когда я зашел к нему, то очень волновался. Общение с Раймондом – это отдельная история. Он, феноменальный профессионал, встречает тебя в аккуратно выглаженном костюме, а ты начинаешь рассказывать, что ты хочешь от него получить. Я теперь понимаю, что порой мы ставили перед ним совершенно идиотские задачи, просили написать музыку на стихи, которые невозможно петь. А Раймонд брался за работу с прилежностью молодого музыканта. Он сочиняет, как молодой выпускник консерватории.
Азартный, влюбленный, яростный, одаренный. Когда он садится за инструмент, понимаешь, что возраста вообще не существует. Он начинает сразу обволакивать и завораживать своей игрой на фортепиано – он же великий, выдающийся пианист! Он любую самую простенькую мелодию может сыграть, как сонату Баха. И ты немедленно попадаешь под это обаяние. Раймонд замкнутый, не очень разговорчивый. Но общаясь с ним, замечаешь, что он самоироничен, слушает все радиостанции, читает все газеты и знает вообще все. В этой внешней невозмутимости и закрытости живет настоящая музыкальная страсть. Он действительно феноменальное явление на эстраде всего постсоветского пространства. Он сын своего латышского народа.
Раймонд ведет себя как человек, который разговаривает с небесами и самим собой. Я надеюсь, что мы еще с ним будем сотрудничать, и в этот день желаю только одного – здоровья и счастья ему, его жене Светлане, их дочке и внукам.
Фото: m24.ru
Андрей Дементьев
Песня "Даже если ты уйдешь", которую записал Валерий Леонтьев, появилась как раз тогда, когда я получил новую квартиру. Помню, она еще не была обставлена, как вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стояли Раймонд Паулс и Валерий Леонтьев. Я сказал, что принять их как следует не смогу. А они ответили, что пришли показать песню, которую написали на мои стихи. Я помню, Валерка сел на пол и сказал: "Сейчас я спою". Меня потрясло, что они так просто пришли ко мне с новой песней. Мы сразу почувствовали друг к другу творческую близость.
Я был на концертах Раймонда, и всегда с большой нежностью и восторгом относился к нему. Однажды я гулял в Риге по пляжу, и он шел мне навстречу: "Ой, старик, опять встречаемся неожиданно!" У нас с ним очень добрые отношения, я его бесконечно уважаю. Конечно, мне бы хотелось еще с ним поработать, потому что он невероятно талантливый человек, очень умный и добрый.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Тамара Гвердцители
Я поздравляю маэстро с юбилеем. Любовь миллионов людей к Паулсу никогда не остынет, потому что он – человек-саундтрек нашей жизни. Мы познакомились на "Песне года". Когда встречаешься с таким музыкантом, дирижером, пианистом, то волнуешься очень сильно. Я не осмелилась тогда предложить ему написать для меня песню, потому что такие гениальные люди сами выбирают исполнителя. Я счастлива, что мне довелось исполнить его композицию "Мой Париж". Желаю Раймонду здоровья и вдохновения. Он – музыкант и пианист от Бога.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Маша Распутина
Я горжусь, что есть такие прекрасные, не просто талантливые, а гениальные композиторы, мелодисты, как Раймонд Паулс. Я спела его песню, написанную специально для меня, "Дай мне надежду". Я тогда и со сцены говорила, что это огромная честь исполнять произведения таких великих авторов.
Раймонд Паулс – единственная музыкальная личность в своем экземпляре. Столько хитов он подарил стране, столько гениальных мелодий. Он прекрасный, тихий человек и очень простой. Как это ни банально звучит, но все гениальные люди простые и в быту, и в общении. Я его поздравляю от всей души, от всего сердца, и желаю, чтобы Бог продлил его дни, часы, минуты. Духовного процветания и душевной радости! Чтобы он еще написал что-то величественное. Может, даже не песню, а музыкальную ораторию. Он может это сделать.
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
Павел Сурков