Кадр из фильма "Птицы"
В своей книге "Кинематограф по Хичкоку" Франсуа Трюффо писал": "Упрекать Хичкока за создание атмосферы напряжения в его фильмах – значит обвинять его в том, что он является наименее скучным кинематографистом мира, это все равно, что осуждать любовника, доставляющего наслаждение своей возлюбленной, вместо того чтобы думать только о своем удовольствии".Кадр из фильма "Птицы", 1963
Птицы стали одним из самых узнаваемых и выразительных образов Хичкока. Одноименная картина считается одной из лучших, если не самой главной, работой режиссера. Здесь птицы выступают как неподконтрольная высшая сила, которую человек не может ни понять, ни укротить. Помимо этого фильма, образ птиц также появляется и в других работах Хичкока. Например, в "Психо" их чучелами наполнена одна из комнат отеля, в котором происходит действие.Кадр из фильма "К северу через северо-запад", 1959
Фильм "К северу через северо-запад" можно считать еще одной вершиной творчества Хичкока. Если в "Птицах" героям нужно противостоять мистическим силам природы, то здесь причиной загадочных событий оказывается ошибка спецслужб. Сцена, в которой Кэри Грант убегает через поле от самолета стала классикой кинематографа, а многие режиссеры любят ее цитировать.Кадр из фильма "Незнакомцы в поезде", 1951
Поезд в мире Хичкока становится символом роковых встреч и событий. Надо сказать, что режиссер очень литературоцентричен в отдельных работах, и "Незнакомцы в поезде" тому отличный пример. Вопрос "тварь я дрожащая или право имею?" и проблема морального выбора приобретает для героев совершенно новый смысл, когда срывается их план.Кадр из фильма "Незнакомцы в поезде", 1951
Отдельные сцены и кадры из фильмов Хичкока сегодня составляют золотой фонд кинематографа. В силу технических достижений или новаторских средств выразительности они стали азбукой современного кино, по которой учатся молодые режиссеры. В тех же "Незнакомцах в поезде" есть сцена со "взбесившейся" каруселью, повторить зрелищность которой не удалось еще ни одному кинематографисту.Кадр из фильма "В случае убийства набирайте "М", 1954
Чулки у Хичкока – классический пример МакГафина. Они пропадают, их ищут, они становятся уликами и роковыми артефактами, вокруг которых закручиваются драматичные события. В фильме "В случае убийства набирайте "М" героиня Марго (в исполнении неподражаемой Грэйс Келли) едва не была задушена чулком, если бы у неё под рукой не оказалось ножниц...Кадр из фильма "В случае убийства набирайте "М", 1954[
Если бы Хичкок составлял "джентельменский набор" убийцы, ножницы входили бы в него обязательно. Символ женского рукоделия становится атрибутом роковых блондинок, роль которых в различных картинах исполнили главные красавицы Голливуда.Кадр из фильма "В случае убийства набирайте "М", 1954
Телефон – не просто средство связи. Для Хичкока это самое настоящее оружие. В большинстве его фильмов его герои шантажируют, подстраивают убийства, доносят сведения в полицию, обманывают друг друга именно по телефону. Отсутствие визави в кадре в этих ситуациях играет ключевую роль.Кадр из фильма "Шантаж", 1929
Девушки в картинах Хичкока носят перчатки не реже чем грабители, душители и убийцы. Этот предмет гардероба, безусловно, добавляет героям определенный шарм и таинственность. В фильме "Шантаж" забытая перчатка становится МакГаффином, который запускает сюжет.Кадр из фильма "Веревка", 1948
И снова Хичкок обращается к проблеме "права" на убийство и убийства как развлечения. Фильм "Веревка" стал знаменит тем, что все действие происходит в одном пространстве, а весь монтаж состоит из минимального количества склеек. Гомосексуальный подтекст картины был довольно остро принят критиками, но на популярности фильма это не сказалось.Кадр из фильма "Головокружение", 1958
Один из поздних (и последних) шедевров Хичкока "Головокружение" также был разобран на цитаты. Роковая красавица, дорогие машины, мужчины в шляпах, секретарши, телефонные звонки и, главное, фобии. Для создания нужного эффекта Хичкок не только работает с музыкой и звуком, но и с кадром: сцену, где герой боится высоты, взбираясь на колокольню, Хичкок снимает его "глазами", то есть так, чтобы зритель оказался непосредственно в его голове и смог почувствовать этот страх всем своим телом.Читайте также