Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
14 июня Александру Сокурову исполнилось 65 лет. За свой фильм "Фауст" он получил "Золотого льва" на 68-м Венецианском кинофестивале. После выхода в свет картины "Солнце" генконсул Японии от имени японской императорской семьи вручил кинематографисту почетный орден Восходящего солнца. А решением Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова было включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Продюсер и композитор Андрей Сигле, написавший музыку к нескольким фильмам Сокурова, рассказал журналисту сетевого издания m24.ru, зачем они ездили на съемки в бэтээрах, почему нужно знать цвет сапог японских солдат и как оперная звезда Галина Вишневская сыграла бабушку русского солдата.Оркестр играл за кулисами
С Александром Николаевичем мы познакомились на картине "Телец" – это лента про вождя революции Владимира Ленина. Я выступал в качестве композитора на этой картине и сразу понял, что работаю с великим мастером. Его отношение к музыке в фильме абсолютно удивительное: она играет для него определяющее значение, что бывает крайне редко. Мы с ним работали очень долго, и я всегда поражался тому, насколько точно и грамотно он формирует музыкальные потребности картины.
"Александра" – это единственный фильм, к которому была полностью переделана написанная перед началом съемок музыка. Просто немного поменялась музыкальная концепция. А, например, на "Фаусте" Александр Николаевич перед началом съемок принес мне практически простыню из бумаги с указанием тех мест, где должна звучать музыка. Более того он расписал еще и какая должна быть музыка. Работать с ним приятно и легко – он всегда знает, что хочет получить в результате.
Записывали мы музыку с симфоническим оркестром под руководством Юрия Темирканова, там какое-то невероятное число великих музыкантов играло. Даже отношение к оркестру у Александра Николаевича было оригинальное. Мы записывали в большом зале филармонии, поэтому часть оркестра играла на сцене, часть – за кулисами, а еще несколько музыкантов – в зале. Поначалу они с недоумением отнеслись к такой оригинальной рассадке, а потом сами включились в процесс. Была проделана огромная работа, потому что в записи также принимали участие и роговой оркестр, и оркестр клавесинной музыки. И во всей этой работе Александр Николаевич принимал активное и непосредственное участие.
[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/ptmaJLUFejU" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
Youtube/пользователь: Proline Film
Японский император крупным планом
На картине "Солнце" я впервые выступил продюсером. Мы ездили в Японию, выбирали там натуру, планировали съемки, общались с японскими сопродюсерами и актерами. Но обстановка вокруг этого фильма была достаточно сложной, если не сказать опасной. Потому что картина про японского императора в Японии – вещь совершенно невозможная. Для японцев император – это бог, солнце, его показывают только на средних планах, никогда в жизни о нем нельзя было рассказывать как о живом человеке. А мы это сделали. И были достаточно серьезные опасения, что японские экстремисты не пропустят эту ситуацию. Но все обошлось. Фильм получил, несмотря ни на что, высокую оценку и признание в Японии, хотя мы показывали императора очень близко, вплоть до того что зрители увидели его в кимоно в спальне, как обычного человека. Кроме того, мы показали всю трагичность ситуации, сложившейся вокруг подписания японо-американского договора безопасности.
Кадр из фильма "Солнце"
Вообще вся эта серия – "Телец", "Молох", "Солнце" и "Фауст" – рассказывает о взаимоотношениях власти и человека. Она вся удивительная. Картина "Солнце" стала лентой, в которой Александр Николаевич выступил не только как режиссер, но и как международный деятель. Мы встречались с камердинером последнего императора Японии. Это была абсолютно секретная встреча в духе детективного романа на окраине Лондона. Нам выделили полчаса, и за это время нужно было выяснить какие-то детали личной жизни императора. То есть мы получали информацию вот таким оригинальным образом. Помимо этого у нас была целая комната, заваленная исторической литературой. И Александр Николаевич, и художники, и актеры, и все остальные участники съемочного процесса проникались этой историей.
Когда мы пришли на киностудию в Токио, то попросили показать одежду японского солдата того времени. Перед нами выложили какое-то количество знаков отличия, форму поставили. Лидия Михайловна Крюкова, от которой Александр Николаевич всегда требует полной достоверности и точности, спросила, какого цвета были сапоги у солдат. Ей ответили, что коричневого. Она в свою очередь спросила: "А какие коричневые?" И японцы не смогли сказать, какого именно оттенка коричневого были эти сапоги. Данные об этом мы нашли в единственном сохранившемся с тех времен цветном американском альбоме, где можно было увидеть в цвете то самое время. Положили перед Лидией Михайловной погоны. Она тут же сказала: "Нет, эти не годятся, они пошли с 1942 года". Японцы были потрясены такими знаниями. Это к вопросу о том, что Александр Николаевич всегда подходит трепетно и тщательно к воспроизведению той или иной эпохи.
Человечный как Ленин
Александр Николаевич очень мудрый, простой в общении, внимательный и заботливый человек. Он всегда спросит обо всем, никакой звездности в нем нет. Человек очень душевный. Я не знаю никого, кто мог бы сказать, что Александр Николаевич заносчивый или недоступный. Наоборот, он всегда человечный... как Ленин! Когда общаешься с ним, возникает ощущение, что он знает то, чего ты в своей жизни еще не постиг. Поэтому всегда интересно его мнение, я всегда с ним советуюсь, когда возникают какие-то сложные ситуации.
Александр Сокуров. Фото: facebook.com/sokurov.alexander
На съемки ездили на бэтээрах
В фильме "Александра" Александр Николаевич в очередной раз продемонстрировал свое чутье на актеров. Он каким-то непостижимым образом в Галине Павловне Вишневской, императрице мировой оперной сцены, смог разглядеть бабушку русского солдата, которая приехала в Чечню на один день навестить внука. Галина Павловна была в восторге от этой роли, болела ей, хотя ей тогда было уже достаточно много лет. А съемки были критические: Чечня, 2004 год, еще было неспокойно, еще стреляли. Нас вывозили на съемки в бэтээрах, впереди шли саперы, которые разминировали дорогу. При этом было очень жарко и ветрено, а в бэтээрах, понятно, кондиционеры отсутствовали. Было сложно и небезопасно. Так, в один из съемочных дней на соседней улице началась перестрелка, и нас пришлось срочно эвакуировать.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
Но снимать в Чечне было непременным требованием Сокурова. Хотя многие крутили пальцем у виска, говорили, мол, вы везете группу в очень рискованное место и подвергаете ее опасности. И многие, кстати, отказывались ехать. Тем не менее Александр Николаевич настаивал снимать именно в Чечне, и теперь я понимаю почему. Впечатления, которые мы там получили, нигде в другом месте получить было нельзя. Мы вернулись с этих съемок другими людьми. Именно чувства и ощущения всех, кто приехал на место и понял, какова жизнь людей, которые жили в разрушенных от бомбежек домах, и сделали эту картину. И Александр Николаевич все это знал заранее, потому и настоял на том, чтобы поехать туда и окунуться в этот мир.
Съемочная группа как Вавилон
На мой взгляд, на сегодняшний день фильм "Фауст" – это вершина творчества Александра Николаевича. Это большой международный и крупнобюджетный проект, нашей, российской, была только творческая часть, а вся остальная группа была европейская. Там было такое количество иностранцев, что на одних только переводчиках мы серьезно потратились. Был и монгольский помощник оператора, и канадцы, и немцы, и французы – в общем, Вавилон. И европейские актеры, причем высочайшего класса, соглашались сниматься за очень небольшие деньги. Они настолько хотели попасть в кадр, что соглашались играть даже эпизодические роли. Это школа, которую мы получили на съемках, показала, что мы умеем снимать европейское кино. Там Александра Николаевича знают и уважают как мировую звезду кинематографа.
Кадр из фильма "Фауст"
Никогда не прогибается
У Александра Николаевича очень многогранная деятельность, он занимается не только кино. Мимо него не проходят различные перипетии нашей жизни. И он удивительно всегда находит правильное свое местоположение. Он никогда не прогибается ни под кого, но всегда находит возможность для диалога, даже если между ним и оппонентом непримиримые позиции. Вот это умение находить общий язык с властью, сохраняя при этом непримиримость и принципиальность своей позиции – это крайне важно и ценно в нем.
Снимает кино заранее
Я выступал в качестве композитора и на картине "Отец и сын". Фильм про то, кто есть мужчина, какую ответственность он несет за себя и за тех людей, которые его окружают. И на съемках "Александры", и на съемках этой ленты мы сталкивались с военными. Александр Николаевич сам сын военного, поэтому очень хорошо знает всю эту среду.
Андрей Сигле. Фото: prolinefilm.ru
В Чечне бала непростая история. Нас из 42-й бригады выгнали, там получилась какая-то странная и непонятная ситуация, да и вообще время было нервозное. Нас приютили в 46-й бригаде, но всей группе, а это достаточно большой табор, пришлось переезжать. И, несмотря на такое поспешное перемещение, это никак не выбило Александра Николаевича из творческого процесса. Надо отдать ему должное: производственник он великий, то есть он знает все участки процесса. Он еще и оператор по образованию, поэтому безупречно понимает и эту область. Вот почему и кино свое он знает лучше, чем все те, кто в нем участвует.
Александр Николаевич снимает фильм еще до того, как он появляется на пленке. Всегда четко ставит задачи и требователен к выполнению и качеству. Это я знаю по себе как композитор Сокурова. Он безупречно осознает не только те задачи, которые стоят перед фильмом, но и что требуется от музыкального материала. Он бесконечно образованный и начитанный. Всегда отталкивается от серьезных и высоких образцов в области искусства. С ним легко работать, потому что с любым – будь то композитор или художник-постановщик – он находит общий язык.
Всегда знает, что будет дальше
Алксандр Николаевич для меня дорогой и близкий человек, друг и учитель. Он многому меня научил – и как композитора, и в дальнейшем как продюсера. Я понял, что у него эксклюзивное отношение к фильмам, которые он делает. Я понимаю, что без него моя жизнь была бы другой.
Только познакомившись с ним, я понял, что такое кино и влюбился в него. До этого работал композитором, знал большое число режиссеров, они калейдоскопом проходили передо мной, а я, как бабочка, порхал от одного к другому. Но, познакомившись с Александром Николаевичем, понял, что кино – это часть и моей жизни тоже. Мое отношение к музыке, конечно, кардинально поменялось. И я безумно благодарен Александру Николаевичу за то, что судьба свела меня с ним в творчестве.
Собственно, работая с ним, я понял, что кино – это не столько бизнес, сколько жизнь, возможность высказаться и занять какое-то место. Ведь можно по-разному относиться к тому, что ты делаешь в этой жизни. Для кого-то кино – это работа, для кого-то рутина, для кого-то способ зарабатывания денег, а для Александра Николаевича – сама жизнь. Каждый его фильм – это часть его жизни, фрагмент его размышлений. У него огромное количество идей, мыслей, задумок. Он четко знает, что будет делать дальше. У него не бывает ничего спонтанного.