Форма поиска по сайту

Back in black: почему в моду возвращается музыка на виниле

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

В этом году, по информации британского издания The Vinyl Factory, должно произойти историческое событие – продажи винила в Великобритании побьют рекорд 1988 года и впервые за 28 лет составят 3,5 миллиона пластинок. Те же самые тенденции наблюдаются и у нас в России: несмотря на кризис и довольно высокую стоимость винила по сравнению, скажем, с подпиской на Apple Music, люди вновь обратили свои взоры в адрес "вертушек" и ринулись в магазины скупать тиражи альбомов Дэвида Боуи, Queen, Led Zeppelin и The Doors. Специально для наших читателей корреспондент m24.ru отправился в Гостиный двор, где владелец магазина "Гонг-Стерео" Дмитрий Ершов познакомил его с прелестью аналогового звучания.

Что особенного в звучании винила

Первым делом, Дмитрий объяснил, что для того, что бы понять разницу в звучании, нужно прослушать одну и ту же запись в цифровом и аналоговом форматах. В нашем случае, мы слушали классическое произведение Cantate Domino. Скажу откровенно, разница – колоссальная. В случае "цифры" запись звучала качественно, но в сравнении с винилом была абсолютно мертвой, будто система совсем не старалась воспроизводить звук. От виниловой записи на коже в прямом смысле выступили мурашки.

Фото предоставлено автором

"Винил – носитель чисто аналоговый. Это означает, что на него записывается сам сигнал, со всеми шумами и искажениями. Цифровой источник – неважно CD или компьютер, содержит не сам сигнал, а информацию о сигнале, которая с определенной точностью его характеризует, – рассказал владелец магазина. – По этой информации происходит его преобразование обратно в аналог. Понятно, что информация о сигнале, какой бы точной она ни была – это не он сам." Фактически это – примерно то же самое, что рассказывать кому-то о музыке, которую слышал. Описать ее можно сколь угодно точно, но все равно это будут совсем не те впечатления, как если вы послушаете ее сами.

"В теории наш слух не в состоянии оценить какие-либо очень высокие или очень низкие градации аналагового сигнала. Но это не совсем верно", – отметил Дмитрий Ершов.

Как пояснил эксперт, у цифрового звука выборка 44,1 килогерца. Существует и более высокая выборка – форматы до 192 килогерц, но все равно, эта точность конечная. У аналога таких ограничений нет.

"У конечной точности есть подлое свойство: представьте себе линейку с определенной шкалой, которой мы каждый раз измеряем сигнал. Если мы измеряем большой сигнал, то градация линейки плюс минус 1-2мм не вносит в звучание большой погрешности, а вот если сигнал маленький, то такая градация уже куда серьезнее влияет на конечное звучание", – пояснил Дмитрий. Получается, что у цифрового сигнала точность передачи падает, если сигнал становится слабым. Именно сигналы слабого уровня создают ту объемность музыки, которую мы слышим на виниле.

"На профессиональном жаргоне это называется "хвосты". У нас здесь стоят две колонки, однако мы слышим звук, который по ощущениям никакой привязки к ним не имеет. Мои посетители иногда даже подходят к ним и прикладывают свои уши к динамикам для того, что бы убедиться, что играют именно колонки", – поделился эксперт. Если этих сигналов нет или они урезаны, что происходит при воспроизведении музыки с цифрового носителя, звук сразу теряет свой живой окрас. Это мы слышали, сравнивая одну и ту же запись на виниле и CD. При чем, если бы мы послушали ее просто на "цифре", звук казался бы качественным, но сравнение дает понять, чего ему на самом деле не хватает.

Может быть дело в колонках

Фото предоставлено автором

Сразу позволим себе оговорку: аппаратура у Дмитрия в магазине совсем непростая и принадлежит к классу Hi-End, в котором ценник может исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч долларов. Впрочем, хорошее звучание можно получить и на более доступной технике. Позже мы расскажем, как добиться потрясающего звучания от аппаратуры, общая стоимость которой не превышает ценник на iPhone.

"Хорошая аппаратура не тождественна дорогой. Конечно, совсем дешево хорошая вещь стоить не может, но ценник вам ничего не гарантирует. Именно способность воспроизводить тихие градации ("хвосты") и отличает хорошую аппаратуру от плохой", – уточнил Дмитрий.

Еще один плюс винила – доступность носителя. В прошлом веке, когда почти у каждого дома был проигрыватель, было произведено поистине огромное количество различных пластинок. "Сейчас основным ассортиментом нашего магазина являются именно такие пластинки. Мы находим их, привозим, и они радуют нас прекрасной музыкой", – рассказал владелец салона.

Убийца звука. Количество в ущерб качеству

Кстати современные виниловые записи проигрывают оригинальным пластинкам, записанным в прошлом веке. Для сравнения можно взять переизданный альбом Pink Floyd Animals и сравнить его с оригинальной записью 1979 года. Вы обязательно почувствуете разницу.

"Те пластинки, которые делают сейчас, теряют в качестве по сравнению со старыми. В первую очередь потому, что на современных студиях нет аналогового оборудования. Оригинальные записи изначально проходят через "цифру", а затем им делают ремастеринг. Это вообще страшное слово. У меня есть такие пластинки, но я держу их как анти-образец", – рассказал Дмитрий.

Если просто: ремастеринг – это разложение оригинального звука на составляющие через компьютер. Затем, звукорежиссер берет эти составляющие и с помощью программ начинает чистить шумы. Вместе с ними он стирает и "хвосты", о которых мы так много говорим в этом тексте, и которые наполняют звук красками.

This browser does not support the video element.

В качестве примера убитого ремастерингом произведения, Дмитрий вспомнил историю своей любимой оперы "Фауст". "У меня была запись 1971 года с Гяуровым, изданная на CD в 1991 году. Это был лучший по качеству звука компакт-диск, который у меня вообще когда либо был. Потом, к огромному сожалению, я его утратил", – рассказал эксперт. Спустя несколько лет, Дмитрий нашел переиздание 2001 года. Однако новая запись не имела ничего общего с предыдущей. Звук на диске был пустым и мертвым. "Альбом прошел ремастеринг. Повторюсь, все потому, что на современных студиях отсутствует то самое аналоговое оборудование. К примеру, фирма Telefunken восстановила свое старое оборудование, так у них теперь что ни издание – так шедевр!", – отметил он.

Почему остальные студии так не поступают? Ответ на этот вопрос очень прост – студии не платят за качество звука. Достаточно того, чтобы он был чистым, а на самом деле он получается очищенным. И в этом вся разница. К тому же техника для записи аналогового звука занимает много места и требует постоянного тщательного ухода. В итоге процесс записи получается более дорогим и технически сложным. "Рыночные механизмы убили качество музыки. Массовое производство ведет к очень сильному и грубому усреднению показателей качества", – посетовал меломан.

Кстати в магазине у Дмитрия Ершова есть одна из моделей "Штудера" – ленточного записывающего устройства. По габаритам эта штука сравнима с двумя стиральными машинами.

Возвращение к истокам

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

В 2015 году продажи винила по всему миру выросли на 50 процентов. Все больше людей начинают проявлять интерес к старому живому звучанию. Дмитрий Ершов сравнивает этот переход от цифры к винилу с историей фастфуда.

"Когда в Москве открылся первый "Макдоналдс", очереди туда стояли километровые. Потом люди потихоньку наелись и сейчас снова предпочитают домашнюю пищу или, хотя бы, кафе, в которых есть собственная кулинария, – пояснил он. Тоже самое, по его мнению, произошло и в музыкальной индустрии. Сначала появились форматы mp3, многоканальный звук и прочее. "Их изобретатели тыкали пальцами в винил со словами "Это должно умереть!". Нет, не умерло. В человеке изначально заложен поиск истины. Сейчас все уже наелись фастфудом от музыки, и все больше людей возвращаются к высокому качеству звука", – сказал Дмитрий.

Он добавил, что этот переход прививает людям хороший вкус не только к звучанию, но и к самой музыке. "Вряд ли вы сможете полюбить Pink Floyd, если не услышите и половины того, что они играли на оригинальной записи", – уверен эксперт. Именно поэтому вкус развивается, в первую очередь, качественным звучанием.

Интерес к музыке на виниле в наши дни проявляет не только старшее поколение, которому есть с чем сравнивать. По словам владельца магазина, пластинки часто приобретают и молодые люди. "Кто-то покупает винил, как дань сложившейся моде, кто-то как раз потому, что однажды услышал звук с пластинки, в любом случае – это очень хорошо!", – рассказал он.

Доступный аналог

Фото: m24.ru

Как мы и обещали, приводим пример того, как собрать качественную аудиосистему для винила, доступную каждому. Конечно, искушенный аудиофил сможет найти в ней изъяны, но ощущение действительно живого (теплого и лампового) звука в ней сохраняется так же, как и на Hi-End системе за сотни тысяч долларов.

Итак: 1) Колонки Sansui-S65 1980 года выпуска, были куплены на интернет-барахолке за 20 тысяч рублей; 2) Проигрыватель Pro-Ject Carbon OM-10, куплен в магазине за 24 тысячи рублей; 3) Усилитель Yamaha A-S 201, куплен в магазине за 12 тысяч рублей; 4) Кот по имени Цой – бесценен.

Итог: 56 тысяч рублей и достойный звук – у вас дома. В любое время, не позже 23:00.

Болезнь диджеев

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Помните фильм "Все из за Пита Тонга"? Там рассказывается история одного из самых известных диджеев Ибицы, который в определенный момент потерял слух и стал практически глухим. На самом деле это распространенное явление, получившее название "Болезнь Диджеев". Дмитрий Ершов рассказал нам, почему так происходит.

По его словам, в начале 1960 годов, когда звукозаписывающая техника была аналоговой, студийщики отличались хорошим слухом и отменным здоровьем. Однако после того, как аппаратура сменилась на первое поколение транзисторной техники, звукорежиссеры резко начали глохнуть.

"Это было вызвано тем, что подобная аппаратура, не может воспроизводить звук такой же чистоты, как у аналога, – рассказал он. – Люди садились, включали звук и понимали, что не могут расслышать его подробно. А что мы делаем, когда не можем расслышать? Делаем громче!"

И это дает только временный эффект, ведь слух адаптируется к уровню громкости. Не стоит забывать и то, что студийщики работают в наушниках. В итоге из-за постоянной прибавки громкости, в попытках лучше услышать отдельные составляющие записи, люди начали глохнуть.

Александр Лесных