Форма поиска по сайту

Музыкант Моби: "Я один из семи миллиардов маленьких обезьянок"

Фото: facebook.com/mobymusic

14 октября выходит новый альбом Ричарда Мелвилла Хоолла, более известного как Моби. Он носит название These Systems Are Failing ("Эти системы не работают"), и это весьма необычная работа для тех, кто любит и помнит записи электронщика Моби начала 2000-х: танцевальную музыку с элементами техно и брейкбита, записи, расходившиеся миллионными тиражами.

Новые песни, записанные с таинственным составом The Void Pacific Choir (имена участников которого не раскрываются), звучат резко, агрессивно, в них задаются серьезнейшие вопросы о том, как живет нынешнее человечество и достойно ли оно такой жизни. В преддверии выхода альбома корреспондент m24.ru позвонил музыканту в Лос-Анджелес, чтобы задать несколько вопросов.


– Я прослушал несколько треков с вашего грядущего альбома и, должен сказать, звучат они очень резко, агрессивно и, в общем, необычно для того Моби, чьи треки известны всем. Что заставило вас так изменить привычному стилю?

– Надо сказать, что вырос я в основном на пост-панке. Такие группы, как Joy Division и Killing Joke, к примеру, составляли значительную часть моего музыкального рациона – и любовь к агрессивному пост-панку я сохранил до нынешнего дня. Сегодня я не собираюсь гастролировать и не ожидаю, что многие будут слушать мой новый альбом, а тем более, купят его. Мне нравится то, что я сделал, я получил удовольствие, когда записывал эту музыку, мне моя новая работа кажется весьма цельной и интересной. Я не хочу относиться к тому разряду музыкантов, которые делают все время одно и то же, год за годом, чтобы защитить свою карьеру. Мне больше нравится делать то, что мне близко в данный момент и не заботиться о карьере вообще.

Фото: facebook.com/mobymusic

– Но, как мне кажется, тут вступили в действие и внешние факторы – ведь ваш альбом явно вдохновлен тем, что вы видите вокруг, что слышите и что вызывает у вас живую реакцию.

– Да, конечно. Вообще это тема для долгого и сложного разговора, но если коротко, то это простое выражение моего взгляда на современный мир. Правильный ли мы делаем выбор для себя, своих детей, для будущего нашей планеты, других видов живых существ? Я смотрю на результаты этих выборов, смотрю на системы, которые мы построили, и думаю, что результаты эти умными никак не назовешь. То, как мы питаемся, какое образование получаем, на чем передвигаемся, в чем живем – практически у всего этого есть варианты значительно лучше, чем те, что существуют сегодня. А мы их не используем. И если я, как фигура публичная, смогу привлечь внимание к этим проблемам, если кто-то задумается о том, чтобы что-то изменить, это будет единственно верное применение моей известности. Знаете что, миру не нужно столько знаменитостей. Миру нужны те, кто сможет сделать его немного лучше.

– Но не кажется ли вам, что сегодня не время для глобальных решений? Может быть, пора задуматься о том, чтобы принимать решения локальные, по месту конкретной проблемы?

– Не знаю, сможете ли вы, к примеру, отличить первые от вторых... Вот, например, изменения климата сказываются буквально на всей планете и на всех существах, живущих на ее поверхности. И это совокупный продукт, как вы говорите, локальных решений. Конечно, есть много проблем, привязанных к конкретным местам – так, у нас в Калифорнии, к примеру, не хватает воды, а в России, как мне кажется, с этим особых проблем нет...

[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/jtL3Jsl2ieE" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: youTube/пользователь: Moby

– Безусловно, но я говорил немного не о том, а о личных мнениях и личных решениях каждого отдельно взятого человека...

– ...и каждому стоит задуматься о том, что он, собственно, бездумно творит. Ведь существует мышление двух порядков: краткосрочного и долгосрочного. Пора бы уже вырасти, наконец, и понять, что сиюминутные решения зачастую имеют длительные последствия, о которых особо никто не думает.

– Знаете, что мне нравится в вашей новой работе? Вы задаете вопросы, но не даете прямых ответов, не говорите "как надо". Вы просто обозначаете проблемы, не более того.

– Стараюсь, не более того. Это каким же самонадеянным надо быть, чтобы решить, что ты знаешь ответы на вопросы, которые тебя волнуют и касаются множества людей! Я, живущий в Лос-Анджелесе, стану указывать какому-нибудь, например, человеку из Владивостока, как ему жить свою жизнь? Абсурд! Я просто задаю простые вопросы. Простые, понятные вопросы, на который каждый отвечает самостоятельно.

– Но тут еще вот какой момент. Многие считают, что не в силах отдельного человека изменить хоть что-то. Они просто живут, крутятся, как белки в колесе – и все.

– А вы посмотрите, к примеру, на Ганди, который был просто адвокатом в Южной Африке и тоже, наверное, думал поначалу, что не может ничего изменить, а в конце концов изменил ход истории, ни больше ни меньше. У человека, как правило, куда больше сил и возможностей, чем он подозревает. Нет, я не готов никого судить, я уже говорил об этом, просто я говорю, что изменить можно многое, если захотеть. Это, конечно, банально, но посмотрите на реку с сильным течением – она ведь состоит из мельчайших капель воды, каждая из которых – просто капля, стекла с ладони, высохла, нет ее. А тут – река, стихия!

Фото: facebook.com/mobymusic

– Это идеология вашего альбома, я понимаю, но хотелось бы еще и о музыке поговорить. Помимо упомянутого вами уже пост-панка, в ней слышится много чего еще, вплоть до диско!

– Да, именно! Я вообще весьма свободно подхожу к работе над своими альбомами. Особенно в том время, когда их никто не покупает. Это дает мне полную свободу от коммерческого давления на процесс, я не должен делать то-то и то-то, чтобы моя музыка покупалась! Я не еду на гастроли, не должен привлекать тех, кто купит билеты, не должен нравиться покупателям компакт-дисков – и поэтому могу вступать с теми, кто услышит мою музыку, в диалог, из которого может получиться что-то очень интересное. Это новая степень свободы.

– Парадоксальная ситуация, не находите? В конце концов многие музыканты хотели бы зарабатывать, занимаясь своим делом. Не у всех же такие условия, как у вас, а есть хочется всем...

– Не могу не согласиться, и мое отношение – только мое, и ничьим больше быть не может. Я и впрямь был коммерчески успешен, продал довольно много альбомов, заработал изрядное количество денег. Потом, у меня нет семьи, я живу довольно простой жизнью – да, это правда, мне не приходится заботиться о деньгах. И если другим музыкантам приходится идти на какие-то компромиссы, чтобы оплачивать жилье, платить за обучение своих детей, что, вы думаете, я стану осуждать их за это?! Да никогда в жизни! Мне просто повезло, что я могу заниматься музыкой, не думая о ее коммерческих перспективах.

– Знаете, что мне очень нравится в альбоме These Systems Are Failing? Он при всей агрессии и смешении техник мелодичен и узнаваем. Не то чтобы ты сразу сказал: "Это альбом Моби, сразу слышно". Но это альбом Моби, безусловно.

– Ха! Ну, мне не хватит объективности, чтобы судить о своем творчестве. Я сделал свое дело, я отдал его миру, мне кажется, что я сделал хорошую штуку. А через некоторое время я сочту, например, что результат не так хорош, как мне казалось. В конце концов, всегда есть шанс, что результат твоих трудов вообще ужасен, а тебе казалось совсем наоборот...

[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/5Og42ldefVc" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: youTube/пользователь: Moby

– А если вы вдруг поймете, что сделали что-то не так и вам покажется, что можно переделать что-то?

– Я считаю, что нужно учиться на собственных ошибках. И потом, то, что каждый из нас делает – результат уникального опыта. И любой результат, хорош он или не очень, это результат. Я всего лишь человек, один из многих, стремлюсь к идеалу, но совершенно необязательно, что могу к нему хотя бы прикоснуться. В конце концов я один из семи миллиардов маленьких обезьянок, которые борются и побеждают – или не побеждают.

– Можете ли вы назвать три книги, которые вы прочли недавно и которые вас чем-то растрогали, заинтересовали, заставили задуматься?

– Конечно. Не могу сказать, что я читаю много массовой литературы, и назвать три книжки, которые бы я купил в аэропорту, не смогу точно. Но я прочел много суфийской поэзии: Кабир, Хафиз, Руми. Я не суфий, да и вообще нерелигиозен, но поэзия прекрасная. Еще из недавних открытий – книга Тони Портера "Взламывая скорлупу мужчины". Портер – афроамериканец, он сидел в тюрьме некогда, и он пишет о новом взгляде на мужественность, о том, что старые воззрения не работают, о необходимости пересмотра самого понятия маскулинности. И, наконец, я прочел книгу моего друга Харлана Кобена, прекрасного писателя, она называется "Дом". Таков мой выбор, странный и эклектичный.

– И, наконец, последний вопрос. Вы смотрели видеоролик, в котором примерно год назад известный русский певец (Михаил Шуфутинский – А.Л.) поздравил вас с днем рождения?

– Нет! А что, и такое было?!

– Да, я пришлю вам ссылку, полюбопытствуйте.

– Спасибо большое, буду весьма признателен. Как интересно, русский певец поздравил меня с днем рождения, а я ничего и не знал!

[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/1ulXNKkMklg" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: youTube/пользователь: Вечерний Ургант

Артем Липатов