Форма поиска по сайту

Василий Ладюк: "Мы раздвигаем музыкальные горизонты публики"

Фото: Опера Live

Солист "Новой оперы" и Большого театра Василий Ладюк в третий раз открывает фестиваль Опера Live. В нынешнюю программу, построенную с акцентом на традициях бельканто, вошли семь концертов и один спектакль. О сложностях, с которыми сталкивается молодой фестиваль, о самых значимых событиях художественный руководитель рассказал m24.ru

– К третьему фестивалю стали видны основные принципы построения программы: спектакль, концертное исполнение, вечер камерной музыки и так далее. Будет ли видоизменяться эта наработанная схема?

– Конечно, у нас множество планов, но некоторые, к сожалению, выпали из программы. В начале ноября в рамках нашего фестиваля должна была состояться премьера спектакля, поставленного Детским музыкальным театром юного актера под руководством Александра Федорова. Из-за обширных гастролей на Кавказе и в Азии (о них стало известно в августе) это событие ушло из афиши.

Очень хочется сделать "Порги и Бесс", концертную версию только для бас-баритона и сопрано. Есть соображения привести афроамериканских исполнителей – тех, кто это исполняет Гершвина не в рамках академической школы, а по собственным ощущениям, интуитивно. Думаю, это реальный пункт в планах следующего года.

На первом фестивале мы проводили джазовый концерт и хотели вернуть его в этот раз. От каких-то ценных идей приходится отказываться по прозаической причине – фестиваль Опера Live существует только на спонсорские средства.

– Кто осуществляет финансовую поддержку фестиваля?

– Нас поддерживает Нелли Аликперова. Она сама музыкант, много лет проработала редактором культуры на радиостанции "Маяк". Пока мы ощущаем, насколько мы ограничены в средствах, чтобы пригласить коллег из-за рубежа. Несмотря на это, на фестиваль съезжается разнообразный контингент артистов. Пока это все те люди, которых я лично знаю.

– Первым номером в программе стоит "Трубадур" в Новой опере. Вы дебютируете в партии Графа ди Луна…

– По правде говоря, должно было состояться два дебюта – у меня и у Сергея Скороходова. Он тоже никогда не пел "Трубадура". Анна Нечаева и Олеся Петрова, наоборот, знакомы с материалом, участвовали в постановке оперы в Риге. Сложилось иначе – в партии Манрико выступит Олег Долгов. Я же ввожусь в этот спектакль и в следующий раз выхожу в нем 10 декабря. Роль Графа ди Луна уже подходит мне по возрасту. Не исключено, что через некоторое время мне предстоит ее исполнить на других площадках, так что это прицел на перспективу.

– Опера Live приносит какую-то прибыль?

– Прошлый фестиваль позволил выйти "в плюс". Вообще мы не ставим цель заработать деньги.

– Для вас лично это вопросы культурной миссии, радость от встречи с друзьями?

– Мне интересно заниматься этим фестивалем. Насколько успешно получится провести его в этом году, оценят зрители, критика. Пока, на мой взгляд, осечек и отступов не было. Мы не следуем принципу пригласить певцов для десятка гала-концертов, намешать программу и продавать билеты. Стараемся расширить музыкальные горизонты публики.

– В этом году сразу в двух музыкальных театрах – в Большом и в Новой опере – проявились постановки, посвященные гетевской истории и Фаусту. У вас на фестивале тоже будет свой "Фауст". Почему пал выбор именно на сочинение Гуно?

– Перечень исполнителей в этом концерте не случайный. Год назад в Турине этим же составом (Чарльз Кастроново, Ирина Лунгу, Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк) мы участвовали в сценической версии "Фауста". Мне захотелось повторить это в Москве. Марту и Зибель споют студенты или выпускники молодежной программы Большого театра и Академии Образцовой. Очень хочется поддерживать новое поколение, давать им возможность выходить на сцену с опытными солистами и чувствовать себя командой. В условиях отсутствия оперного исполнительства как обязательного предмета в профильных вузах, это хороший опыт. Наши высшие учебные учреждения ставят оперный класс как обязательный факультатив, но с незначительным количеством часов. Все навыки, которые там прививают, не соответствуют тому, что требуется в практическом отношении. Обладателей самых лучших голосов берут в театр, а на премьере они выглядят, как деревянные куклы, хотя и поют хорошо.

– В Академии Образцовой, к которой вы имеет отношение, решаются эти вопросы?

– Я был на их выпускном спектакле "Иоланта" в июне этого года. Академия выпускала часть студентов, принимавших участие в полусценической версии. Ее ставил Иркин Габитов. Те дети, которые выходили на небольшую сцену Петербургской капеллы, выглядели убедительнее моего дебюта в "Евгении Онегине" в 2005 году. У них все движения осмыслены. Иркин умеет так залезть тебе в душу, что у тебя не остается выхода другого, только выполнить его указания. За два месяца работы со студентами он выжал из них максимум, но при этом не лишил их индивидуальности и естественности.

– Дружеские отношения не мешают деловым контактам? В любой работе не исключены конфликты, которые могут накладываться на личные отношения.

– На самом деле, раз встретившись на сцене, проработав и прожив два месяца бок о бок на одной постановке, артисты, как правило, становятся друзьями на всю жизнь.

С Агундой Кулаевой и Алексеем Татаринцевым. Фото: facebook.com/vasily.ladyuk

– Звучит красиво, но не очень правдоподобно.

– Конечно, в Новой опере, Большом театре, Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко отношения между артистами очень разные – дружеские, нейтральные, неприятельские (распри часто случаются среди "однопартийцев"). На Опера Live я не вижу людей, с которыми могу найти повод поссориться, потому что в этой компании я уверен. Конфликтов произойти не может ни под каким соусом.

– Публика чаще идет на название или на артиста?

– По-разному. Я думаю, что здесь совокупность и того, и другого. Безусловно, вы же можете заметить, что мое присутствие, как бы я не пытался отойти от этого, все равно пока является своего рода локомотивом и занимает львиную долю мероприятий. Пока мы нуждаемся в дополнительном продвижении, а этому способствуют имена.

– Насколько широко распространяется ваше влияние на формирование программы? Как, к примеру, появился среди белькантовых концертов Малер и его "Песнь о земле".

– Два года назад с Национальным филармоническим оркестром у меня уже был такой Малер. Ее дирижировал Александр Соловьев. В какой-то момент я поставил себе цель исполнить "Песнь о земле" еще раз. Попадание этого произведения в фестиваль – стечение обстоятельств. В том же концерте прозвучат еще два очень интересных сочинения – симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Дон Жуан" и "Просветленная ночь" Шенберга. Эту программу мы повторим 17 марта в Казани.

– Среди дебютантов фестиваля пианистка Екатерина Мечетина. У вас она берет на себя функции аккомпаниатора.

– Мы давно друг друга знаем, но никогда вместе не музицировали. Решили взять сочинения Рахманинова. Я еще не знаю, что из сольных произведений выбрала Мечетина – в каждом отделении их будет по паре. А я исполню 16 романсов. Накануне концерта, 25 ноября, мы летим в Мурманск, чтобы обкатать эту программу.

– Как вам удалось избежать юбилейных дат? Все фестивали, многие абонементы в этом году связаны с именами Шостаковича, Прокофьева.

– Мы хотели посвятить Прокофьеву "Любовь к трем апельсинам", состав там чуть меньше, чем в "Войне и мире". Собрать всех ради одного исполнения очень сложно. Солистов для произведений Шостаковича трудно найти во всем мире.

– Летом вы приняли участие в записи "Евгения Онегина" с Хиблой Герзмавой. Дирижировал Владимир Спиваков. Когда состоится релиз?

– Весь материал записали за десять дней. Спиваков подошел очень ответственно к этой партитуре. Во многих фрагментах у струнных сам, будучи скрипачом, расставлял аппликатуру. Когда человек знает инструмент досконально, способен привнести правильные редакторские штрихи. И зазвучит совершенно другая музыка – тот же самый Чайковский, но с другими интонациями.

– Мы с вами говорим накануне дебюта Анны Нетребко и ее супруга Юсифа Айвазова в Большом театре. В Санкт-Петербурге вы пели с ней на Дне города. Насколько реально получить от звезды такого масштаба согласие на участие в московском фестивале?

– Вполне реально привезти любого исполнителя. Но опять-таки для этого нужны денежные средства.

– Как вы намерены решать эту насущную проблему?

– Мы планируем продолжать хорошо делать свою работу, становиться масштабнее и ярче. Я думаю, все запланированное обязательно воплотим в жизнь.