15 августа известному композитору Микаэлу Таривердиеву могло бы исполниться 85 лет. Его музыка звучит в более чем ста фильмах и является не менее узнаваемой, чем герои этих картин. Сегодня сетевое издание m24.ru вспоминает самые популярные киноленты, к которым написал музыку Таривердиев, и менее известные фильмы, в которых звучат его композиции.Фото: tariverdiev.ru
"Семнадцать мгновений весны", режиссер Татьяна Лиознова
Этот 12-серийный телефильм, снятый по одноименному роману Юлиана Семенова, стал культовым не только для старшего поколения: военная драма о советском разведчике Штирлице по-прежнему входит во всевозможные подборки обязательных к просмотру картин. Не последнюю роль в том, что лента стала столь популярной еще на этапе премьерных показов, сыграла музыка.
Музыку к фильму написал к тому времени уже востребованный в качестве кинокомпозитора Микаэл Таривердиев, а слова песен – известный поэт Роберт Рождественский. Этот тандем записал самые, пожалуй, узнаваемые "Мгновения" и лирическую "Песню о далекой Родине". Также в фильме звучит около полутора десятков музыкальных тем, привязанных к определенным эпизодам картины.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/ergVog52HBY" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: Oleg Pereverzev
Интересно, что изначально песни в кинофильме должен был исполнять Муслим Магомаев, он даже успел их записать. Однако, как потом рассказывал Таривердиев, для этой картины нужен был другой голос. И этим голосом обладал Иосиф Кобзон. Именно после этой ленты раскрылась присущая певцу манера исполнения, по которой его можно с легкостью узнать сейчас.
"Семнадцать мгновений весны" имели колоссальный успех. Песни из этого фильма исполнялись по радио и телевидению бесконечно. Самого композитора начали буквально разрывать на части – его популярность была заоблачной. Но вместе с тем и уровень зависти среди коллег также зашкаливал: нашлись "доброжелатели", которые начали распускать слухи, что Таривердиев якобы "списал" свою музыку у композитора Франсиса Лея...
Фото: tariverdiev.ru
"Мой младший брат", режиссер Александр Зархи
Этот фильм зрители характеризуют как абсолютно "таривердиевский". В нем звучит легкая и светлая музыка композитора, которую невозможно ни с чем перепутать и которую хочется все время напевать.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/0wKSVQsStV8" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: MsMuslim25
В основу фильма лег сюжет книги Василия Аксенова "Звездный билет". Кроме того, писатель совместно с Михаилом Анчаровым и Александром Зархи написал сценарий к этой ленте.
"Мой младший брат" стал "звездным билетом" в большое кино для актеров Олега Даля и Александра Збруева. Именно после этой ленты Збруева начали называть русским Алленом Делоном, а Людмилу Марченко – советской Брижит Бардо.
"Любить…", режиссер Михаил Калик
Как утверждали коллеги композитора, легче всего Таривердиеву работалось с Михаилом Каликом. Именно с его фильмом "Человек идет за солнцем" связан первый публичный успех композитора. Рассказывают, что Калик и Таривердиев должны были представлять этот фильм на кинофестивале во Франции. Калика, который побывал в лагерях, не выпустили из страны, а ехать в гордом одиночестве Таривердиев отказался. При этом Иван Пырьев, который в то время возглавлял Союз кинематографистов, пригрозил композитору, что если тот не поедет, станет невыездным. Таривердиев решения своего не изменил, поэтому впоследствии целых 12 лет не мог покидать территорию СССР.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/-PNS4NtVBhc" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: vopoleberezka
Фильм "Любить…" – это четыре новеллы о любви, снятых в манере художественного и документального кино.
"Ирония судьбы, или С легким паром!", режиссер Эльдар Рязанов"
Без этой картины, ставшей классикой отечественного кино, кажется, Новый год не будет настоящим праздником. 1 января 1976 года, когда лента впервые вышла на экраны, ее посмотрели около 100 миллионов зрителей. А через неделю показ повторили – по многочисленным просьбам аудитории. И легендарными стали не только диалоги и отдельные фразы персонажей, но и музыка Таривердиева – снова узнаваемая и легко запоминающаяся.
[html]<iframe width="720" height="350" src="https://www.youtube.com/embed/eON9tO9uZRA" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: oOmiRoMaxOo
"Мне всегда в кино было чрезвычайно интересно, – говорил Микаэл Леонидович. –
Я любил эту атмосферу, в кино я мог ставить разнообразные творческие эксперименты, и это превращалось в своего рода топливо для работы в других жанрах. И, наконец, кино и телефильмы давали выход на несравненно большее число зрителей. Вообще я убежден, что если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино"."Король-олень", режиссер Павел Арсенов
Это музыкальная театрализованная сказка была снята по одноименной пьесе Карло Гоцци. Песни, музыку к которым написал Таривердиев, в фильме исполнили Алла Пугачева, Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов и Олег Табаков.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/l8dnyEc-Q3Q" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
youTube/пользователь: dundurey
Как рассказывал композитор, он всегда писал свою музыку очень быстро и не позволял вмешиваться в ткань своего произведения: если кому-то что-то в его композиции не нравилось, он вообще не разрешал ее использовать.