Форма поиска по сайту

Андрей Кончаловский: "Актер театра ежедневно совершает внутренний подвиг"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

13 мая, в пятницу, в Театре имени Моссовета режиссер Андрей Кончаловский собрал журналистов, чтобы сообщить об окончании глобального проекта, который занял в общей сложности восемь лет – трилогии по пьесам Чехова. Увы, но как таковой презентации всех частей не получилось: Александр Домогаров, наряду с Юлией Высоцкой составляющий актерское ядро всех трех постановок, вместо сцены оказался на больничной койке. Проблемы со здоровьем народного артиста смешали карты театра. В результате "Вишневый сад" 15 мая экстренно заменили на "Опасные связи". Пресс-служба отметила, что Александр Домогаров не был госпитализирован и в настоящий момент в серьезной помощи врачей не нуждается.

Как задумывал Кончаловский, все части триптиха должны были пройти одна за другой в хронологической последовательности – от "Дяди Вани" (1898 г.) к "Вишневому саду" (1903 г.). Руководствуясь этим принципом, режиссер выпускал спектакли в Театре имени Моссовета. Весь проект по сути принадлежит одной и той же команде. Во всех трех спектаклях заняты, помимо упомянутых Высоцкой и Домогарова, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова, Галина Боб. Из одной постановки в другую переходят старейшая актриса труппы Ирина Карташева, Владас Багдонас, Александр Филиппенко, Виталий Кищенко, Наталия Вдовина ("Сатирикон"), Юлия Хлынина, Антон Аносов и другие.

"Мы начинали с небольшой группой артистов, когда ставили "Дядю Ваню", – рассказал Кончаловский. – Изначально мне хотелось, чтобы один и тот же состав играл в разных спектаклях противоположные характеры. Искусство – большая ложь, которая помогает понять правду жизни. Домогарову и Высоцкой, к примеру, приходилось ломать себя много раз, чтобы вжиться в чеховские образы. Я очень люблю актеров театра. Они обладают настоящей профессией, выдержкой, играют за маленькие деньги. Внутренне совершают подвиг. В кино же масса посредственностей. Если, к примеру, выпустить на сцену Тома Круза, то через десять минут не захочешь смотреть на него (моссоветовцы подсказывают мэтру: для Круза эта миссия невыполнима). В нашем проекте мне важно было найти нужный хронометраж, чтобы зритель не смотрел на часы и не думал, когда же конец, а, наоборот, удивлялся, почему все так быстро кончилось?"

"Я не помню, чтобы в каком-то другом театре была трилогия, аналогичная нашей, – сказал Кончаловский. – Эти три пьесы я воспринимаю как одну, охватывающую большую часть жизни Антона Павловича Чехова. Создавая триптих, мне хотелось с его помощью проследить понимание России через русского человека. Чехов в свое время писал, что не понимает, зачем переводить "Вишневый сад" на французский язык. Если в Европе ставят Чехова, то получается очень общее ностальгическое представление о России. Такой томный романтизм. Представление о драматургии Чехова на Западе напоминает мне изящную скорлупу, которая не наполнена смыслом. Этому зрителю так же сложно понять Чехова, равно как нам – стилистику комедий дель арте. Конечно, есть несколько мастеров, которые сделали выдающиеся трактовки Чехова – Джорджо Стрелер, Питер Брух... Но в общей массе европейцам не удается избежать клише о русском человеке. Кроме того, зачастую я сталкиваюсь с желанием режиссера выразить себя, но не авторский замысел, что рождает вопросы об уважении к писателю и его произведению".

Режиссер представил всех участников трилогии, присутствовавших на пресс-конференции. Александр Филиппенко, взяв короткое слово, поблагодарил Кончаловского и отметил, что для него это было неожиданное предложение – получить роль в спектакле по Чехову "среди Салтыковых-Щедриных и Гоголей".

Театр имени Моссовета вскоре закрывается на летние каникулы, однако официальное закрытие сезона состоится в августе. После еще одной паузы, уже менее длительной, в середине сентября труппа вновь соберется после отгулов и отпусков. Первой премьерой обещает стать работа Юрия Еремина по роману Тургенева "Дым" – "Баден-Баден". В репетициях участвуют Алексей Трофмов, Евгения Крюкова, Анна Михайловская, Дмитрий Щербина и другие.