Форма поиска по сайту

Фотограф Кристина Родеро: "Открытый рот – универсальный символ всех эмоций"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В Москве в рамках Фотобиеннале 2016 открылась выставка единственной представительницы Испании в фотографическом агентстве MAGNUM Кристины Гарсии Родеро. Экспозиция "Открыв рот" стала первой ретроспективой фотографа за более чем сорокалетнюю творческую деятельность. Она охватывает все творчество Родеро – от первых работ конца 1970-х до наших дней. На выставке представлено более пятидесяти фотографий, отобранных из тридцати тысяч негативов по одному единственному принципу – на них оказались запечатлены люди с открытыми ртами.

– С чего начался проект "Открыв рот"?

– Вот эта фотография "Испанское таинство" стала началом всего. Я увидела многочисленное семейство в одном из испанских городков, которое направлялось дарить барашка Богоматери за то, что в их семье произошло какое-то маленькое чудо. Они наверняка очень рано проснулись. И на этой долгой службе маленькие девочки засыпали: они бесконечно зевали и все время стояли с открытым ртом. Я развлекалась, фотографируя их. Они были очень милые, очень смешно зевали.

Фото: facebook.com/Cristina-García-Rodero

Фотография была сделана в 1978 году, и с тех пор я видела столько ситуаций, в которых люди оказывались с открытым ртом, что стала осознавать богатство и разнообразие этих моментов. С того момента я начала обращать внимание на характерную мимику и жесты.

Фото предоставлено пресс-службой Фотобиеннале 2016

И то, что началось с простого зева, открыло мне понимание того, что открытый рот на самом деле богаче и выразительнее. В этом действии заключаются все чувства, все наслаждения, все эмоции: голод, наслаждение, хохот, плач, радость и горе – все состояния, через которые проходит человеческая личность. Фотографий становилось все больше и больше, и мы в итоге решились сделать этот проект. Сначала я хотела создать маленькую книжку о людях с открытым ртом. А в итоге получились одновременно и книга, и выставка. Впервые мы показали ее в 2015 году в Мадриде, потом в Дели. И вот третий раз я выставляю свои работы в Москве. Как говорится, Бог любит троицу.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

– Вы впервые оказались в Москве?

– Москва – это то место, куда я давно хотела приехать и с которым я давно мечтала познакомиться. Раньше я была только в Сталинграде и на Красной площади – у меня была пересадка с самолета на самолет и несколько секунд, чтобы посмотреть центр города. Эта выставка привела меня в Москву, и я надеюсь, что сейчас, когда мы уже ее открыли, я смогу посмотреть город и лучше узнать Россию.

– На выставке представлены разные фотографии. Как вы уже сказали, на некоторых запечатлены моменты счастья, некоторые очень драматичны, связаны со смертью и трагедией. Это были различные серии, сделанные в разных уголках земли. Почему вы выбрали из всех именно эти снимки?

– Это была самая сложная работа – выбирать из фотографий, которые ты по-настоящему любишь. Намного более сложная, чем фотографировать. Хотя на самом деле первый снимок, с которого началась серия, был сделан в 1978 году, мы взяли фотографии с 1974 года до современности – то есть за 42 года непрерывной работы. Было много материала, и мы никак не могли решить, какие работы пойдут на выставку, а какие нет. Мне, естественно, хотелось бы представить их все, и когда отбирали снимки вместе с куратором выставки, торговались и ругались за каждый кадр. Но в результате получилось то, что получилось. В книге работ больше чем на выставке – там их 133. Издание и ретушь тоже заняли много времени.

Фото предоставлено пресс-службой Фотобиеннале 2016

– То есть это была не кураторская концепция, а именно ваша идея – отобрать снимки людей с открытыми ртами?

– Я вынашивала ее много лет. И мне очень хотелось бы сказать вашим фотографам и читателям, что с теми идеями, которые проходят через твое сознание, нужно работать, потому что из них всегда может вырасти что-то интересное. Не оставляйте идеи, которые крутятся в голове, чтобы они потеряли важность. Потому что это тоже форма творчества – развивать фантазии, придумывать темы, которые дают вдохновение для работы, наблюдать за тем, как они растут и наслаждаться тем, как работа обретает плоть и силу. Даже идея, которая могла показаться глупостью, становится историей.

– Задумывались ли вы над тем, что эмоции, пойманные в кадре, понятны людям разных культур, говорящим на разных языках. Работали ли вы с этим?

– Да, я вообще не говорю ни на каких иностранных языках, кроме родного испанского и итальянского. А фотография – это замечательная вещь, через которую мы делимся впечатлениями. Эмоции одинаковы для любого сердца. Например, недавно я снимала в индийской деревне, и мы с местными женщинами хохотали, потому что понимали, что происходит в окружающем мире и в повседневной жизни, не понимая языка друг друга. У нас сложились очень теплые отношения.

Фото предоставлено пресс-службой Фотобиеннале 2016

– Вы работаете с крупнейшим фотоагентством MAGNUM. Меняется ли оно сегодня?

– Агентству MAGNUM уже более 60 лет, оно было основано в 1947 году. И, как и любое агентство, оно меняется вместе с политической и экономической ситуацией, с историческими событиями.

– Вам не тесно в рамках агентства?

– Если есть какой-то заказ от MAGNUM, то я всегда рада и готова им помочь, но на самом деле всю жизнь я снимала для себя те темы, которые мне были интересны. Я сама для себя агентство, и мне нравится это ощущение свободы. В своих снимках я всегда рассказываю о повседневной жизни.