Фото: matrixresurrections.net
"Матрица" 1999-го была фильмом, перезагружавшим кинематограф. В его неоригинальность не хотелось верить даже после генетических экспертиз и признаний в заимствованиях от самих Вачовски. Оказывается, создатели технологии Bullet time вдохновились мультфильмом "Акира" (1988). Выясняется, что у героев аниме "Призрак в доспехах" (1995) тоже торчали провода из головы. Обнаруживается, что в телефильме Райнера Вернера Фассбиндера "Мир на проводе" (1973) уже была Матрица – программа для имитации реальности. Только называлась она Симулакроном. А в фильме "Нирвана" (1997) уже описывалась эволюция агента Смита: там персонаж игры узнавал, что он лишь аватар, и просил разработчика себя удалить.Фото: matrixresurrections.net
"Матрица" была "Титаником" наоборот: историей любви, которая спасает не влюбленных, но мир. А все философские изыскания Вачовски до поры до времени оставались в тени этого чувства: симуляция и симулякры – это, конечно, интересно, но первого поцелуя героев в том фильме мы ждали больше, чем объяснения тайн вселенной.Фото: matrixresurrections.net
Например, Лана. Первые две трети 148-минутного фильма – это комфортный и ленивый стендап режиссера, которого двадцать лет заставляли снять блокбастер и который наконец согласился – не по финансовым, а по личным (триггер – болезнь родителей сестер Вачовски) причинам. Четвертая "Матрица" шутит над своей вторичностью, над алчностью Warner Brothers, над слепой любовью фанатов, над натужными интерпретациями критиков и над культурой франшиз в целом. Почему бы и нет – под одеялом тепло и показывают интересные сны, а на работу ходить уже не надо. Вачовски заслужили право почивать на лаврах, когда боролись за первую "Матрицу": снимали пробную короткометражку, делали подробнейшие экспликации и раскадровки и уговаривали продюсеров дать им хотя бы немного денег. Результатом стала необъятная медиавселенная и первый в истории кинематографа миллионный тираж DVD. Но проблема не в том, что у Вачовски есть это право, а в том, что они им воспользовались: четвертая "Матрица" ленива и аккуратна, как черная кошка из первой.Фото: matrixresurrections.net
"Матрица" 1999-го года изобретала новый киноязык. Цифровой эпохе наконец–то присваивался официальные цвета – зеленый и черный. На главную роль назначался человек из будущего, внешность которого словно бы сгенерировал компьютер. Прорывные спецэффекты (особенно физические – то есть сделанные без компьютерной графики) и лихие виражи камеры доказывали, что зрелищное кино могут делать фестивальные выскочки без опыта и почти без денег. Будущее выглядело, как настоящее: фантастику заземляли так достоверно, что после просмотра фильма хотелось искать глюки матрицы в реальном мире. Перестрелки и рукопашные были настолько запоминающимися, что их стали пародировать и в "Эквилибриуме", и в "Ультрафиолете", и в КВН. Первая "Матрица" задавала тон не просто целому жанру – а целому веку.Фото: matrixresurrections.net
Но в 2021 году усредненный землянин скорее добровольно подключится к матрице, чем объявит ей войну. Самопознание превратилось в товар инфоцыган. Философы сверяются с юристами. Корпорации стали главными спонсорами сатиры на корпорации. А фильм больше не спорит с реальностью, а лишь смеется над самой безопасной ее составляющей – культурой блокбастеров. Вместо того чтобы взять да и утереть всем этим блокбастерам нос – как 22 года назад.Читайте также