Кадр из фильма "Брат 2"
Сегодня в столичном "Крокус Сити Холл" соберутся поклонники фильма "Брат 2": там состоится концерт, составленный только из музыки, звучавшей в легендарном фильме, которому в этом году исполнилось 16 лет. Май для "Брата 2" вообще символичный месяц: первую часть ленты показали в мае 1997 года в "Особой программе" Каннского фестиваля, 18 мая 2013 года не стало его режиссера Алексея Балабанова, а 5 мая этого года исполнительнице главной роли Ирине Салтыковой исполнилось 50 лет. Обозреватель m24.ru Павел Сурков размышляет о феномене картине и всепоглощающей любви к Даниле Багрову. Шестнадцать лет назад в России произошла удивительная вещь: у нас совершенно неожиданно появился герой. Он вызывал много споров, на него обрушилась тонна критики, но никуда не деться: он был беспрекословно любим народом, и фанатов у него оказалось в разы больше, чем недоброжелателей. Героя звали Данила Багров, и его восхождение на Олимп наших душ случилось благодаря фильму Алексея Балабанова "Брат 2".
История Данилы началась задолго до этого: "Брат" – типичный фильм петербургского независимого кино. В нем было много крови, он мгновенно разбирался на кучу емких и метких цитат (самой точной из них было необычайно верное описание всех 90-х скопом: "А давай фирму откроем! "Братья Багровы"! Звучит? – Что делать будем? – Бизнес! Ну, все в общем!"), и, конечно же, саундтрек от "Наутилус Помпилиус" – главной перестроечной и постперестроечной группы.
Молчаливый Робин Гуд Данила Багров, с легкостью расстреливающий "плохих" и искренне защищающий "хороших", не расстающийся с плеером, в котором постоянно звучит голос Вячеслава Бутусова, был нередким гостем на реальных улицах 90-х: в киллеры как раз шли такие молчаливые, обстрелянные в многочисленных горячих точках, парни. Правда зачастую благородства в них было куда меньше, чем в экранном Даниле, и кодекс чести у этих ребят был либо вообще не сформирован, либо нещадно размыт. Тем не менее в том, что Данила – свой, понятный, простой и удивительно надежный, сомнений не было. Образ романтического киллера, которого блестяще сыграл Сергей Бодров-младший, пришелся ко двору.
Вторая часть приключений Данилы вышла совсем другой, нежели первый фильм: во-первых, продюсер Сергей Сельянов существенно увеличил Балабанову бюджет, и тот разошелся по полной, пригласив в фильм отличный ансамбль стопроцентных звезд. Помимо Бодрова и Виктора Сухорукова, игравшего старшего брата Данилы, киллера (а во второй части – милиционера) по кличке Татарин, роль главного антагониста фильма исполнил Сергей Маковецкий, а в небольших камео появились телеведущий Валдис Пельш, группа "Би-2", хоккеист Дарюс Каспарайтис и, конечно, певица Ирина Салтыкова в роли самой себя (с ней у Данилы происходит яркий и в то же время довольно проходной роман).
Кадр из фильма "Брат 2"
С цитатами тут все тоже было отлично, правда, в основном носителем афоризмов стал герой Сухорукова. Его "Одно слово – румын", "Вот уроды" и пророческое "Вы мне еще за Севастополь ответите!" мгновенно улетели в народ. Но наибольшей популярностью стало пользоваться стихотворение гимназиста, оно же "Это Родина моя", которое в фильме сперва на детском утреннике читает маленький мальчик, а потом, аккуратно перезаряжая пистолет и расстреливая неугодных врагов, как мантру, произносит сам Данила.
Сюжет "Брата 2" оказался чрезвычайно закручен: если первый фильм медленно разрастался на фоне дворов-колодцев и замусоренных окраин Петербурга, то второй бодро начинался в Москве, а потом стремительно переносился в Америку, куда герои Сухорукова и Бодрова отправились, чтобы покарать американского мафиозного босса, приказавшего убить боевого товарища Данилы. Там Данила заводит дружбу с дальнобойщиком Беном и спасает из лап сутенеров проститутку Дашу – в общем, четко следует своим моральным принципам, с легкостью уничтожая попадающихся на пути противников то из самодельного обреза, то из пистолета.
Чуть позднее балабановский абсурд дойдет до противоестественного пика: этот стишок, мило грассируя, будет читать в рекламе пива "Сибирская корона" Дэвид Духовны. Низложение агента Малдера до Данилы Багрова прошло успешно: и тот, и другой оказались весьма милы сердцу отечественного обывателя. Куда сильнее пугало другое.
Героем нового поколения, поколения 90-х стал киллер. Молодой, в меру циничный, но не бессердечный киллер, способный и неправого покарать, и слабого защитить, но при этом – вооруженный до зубов и не знающий страха. Романтизация российского Робин Гуда оказалась делом довольно печальным – на деле же "братья" были не столь милы, как Данила (хотя и старались ему соответствовать), и гибли гораздо проще, чем их реальный прототип, покрывая территории подмосковных кладбищ новыми гранитными обелисками.
Сергей Бодров. Фото: ТАСС/Александр Яковлев
Я помню гигантскую презентацию "Брата-2" в "Олимпийском": на ней выступали все группы, принявшие участие в записи саундтрека (читай, все герои новой музыки 90-х от "Агаты Кристи", переходящей в статус ветеранов, "Аквариума", в этом статусе закрепившегося, до "Смысловых галлюцинаций", Чичериной и "Океана Ельзи". Правда не всем группам улыбнулось счастье – например, пропала с радаров отличная украинская группа "Ла-Манш", претендовавшая на статус украинских Blondie.
Презентацию вели, естественно, Бодров и Сухоруков, и было уже тогда видно, сколь тяжело Сергею находиться в маске Данилы: перечитайте его многочисленные интервью той поры – он в каждой строчке проводит широченный водораздел между самим собой и экранным героем. Но это не помогало: Бодров стал главным русским актером начала 2000-х, и видели в нем прежде всего стальной блеск глаз Данилы на лице с нежной улыбкой. Сергей убегал от этого образа – то на телевидение, то в режиссуру, и поездка со съемочной группой в Кармадонское ущелье стала роковой.
Селевой поток накрыл всю съемочную группу Бодрова – и страна замерла: гибель народного кумира была столь нелепа, случайна, жестока и трагична, что в это не верилось. Данила Багров не мог погибнуть, он обязательно бы нашел выход, подумаешь, силы природы! Нашего "брата" ничто не остановит. Но если Данила, может быть, и выбрался бы из-под любого завала, то в жизни, увы, все не так, как в кино. Сергей Бодров, конечно же, не был Данилой Багровым.
Алексей Балабанов. Фото: ТАСС/Игорь Акимов
Балабанов после "Брата-2" продолжает победно снимать кино, и каждый его фильм становится событием: однако массовый зритель, сходящий с ума от Данилы Багрова и, по большому счету, разделяющий идеологию его старшего брата – тот предстает ожившим героем монологов Михаила Задорнова с тупыми американцами, вездесущими бендеровцами и победным шествием русского богатыря по любой – своей ли, чужой ли – земле – так вот, этот массовый зритель не разглядел продолжения жизни балабановских героев в следующих фильмах режиссера.
И маньяк-милиционер из "Груза 200" – это следующий эволюционный шаг милиционера-киллера Виктора Багрова (не случайно Виктора в первом "Брате" озвучил Алексей Полуян, любимый балабановский актер, блестяще сыгравший маньяка в "Грузе"). Ужасам "Груза 200" и "Кочегара" не хотелось верить, куда проще был плюшевый мир "Брата 2", но его конечная точка – это вовсе не взмывающий в небеса самолет. Это – пустое пространство, такое же безысходное, как и душа главного героя.
Павел Сурков