Фото: кадр из мультфильма "Унесенные призраками"; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Когда-то Миядзаки задумывал "Унесенные призраками" для очень конкретных зрителей, как он сам говорит, для девочек возраста 10-11 лет или около того. За 16 лет, прошедших со дня премьеры, целевая аудитория выросла во взрослых женщин и мужчин, и, очевидно, история попадания совсем юной героини Тихиро в колдовской мир теперь имеет для них совершенно иной смысл. Конечно, это еще и путь туда, откуда уже не вернуться, – в старость. Тихиро не просто попадает в мир ведьм, призраков и духов, она переносится из конкретного времени в безвременье, откуда нет возврата. И даже когда в финале главная героиня попадает в родную Японию и возвращает память родителям, все пережитое остается ей "в подарок" в виде воспоминаний, на это Миядзаки намекает во вроде бы светлой, но, на самом деле, весьма тягостной концовке.Фото: кадр из мультфильма "Наш сосед Тоторо"; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Милейшего "Тоторо" можно пересматривать приблизительно с любой периодичностью, но конкретно в контексте "Призраков" можно заметить небольшое сходство этих фильмов. Да, вновь главная героиня встречается с чем-то потусторонним, но это всего лишь добрейший гигант Тоторо с чеширской улыбкой. Но дело не только в сюжете: в обеих этих картинах есть одинаковые персонажи, правда, заметить их не так-то просто.Фото: кадр из мультфильма "Небесный замок Лапута"; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Если "Унесенных призраками" Миядзаки задумывал как мультфильм для 11-летних девочек, то "Лапута" – конечно, для мальчиков примерно того же возраста. Там все не так душераздирающе, зато безумно увлекательно: наполненный немыслимыми сокровищами и грозящий галлюциногенными приключениями летающий остров где-то в небесах. Этот мультфильм имеет смысл посмотреть в тандеме именно с "Призраками", которые скорее выбивают из-под ног почву, чем забавляют и очаровывают (хотя и это тоже).Фото: кадр из мультфильма "Принцесса Мононоке"; режиссер – Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
В отличие от "Унесенных призраками", "Мононоке" – это кино очень взрослое и даже кровавое, с драками, для обычного западного зрителя и вовсе может быть шокирующим. Сама принцесса, наряду с Тихиро, – одна из ярчайших миядзаковских героинь. Режиссер их не жалеет, но и не мучает нарочно: жизнь – суровая штука.Фото: кадр из мультфильма "Рыбка Поньо на утесе"; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Этот фильм вышел позже "Унесенных призраками", в 2008-м, но непосредственно с ними связан. Вновь Миядзаки исследует пограничное состояние личности, философию "попаданца" в чужой мир, или, как несложно заметить, скорее, "попаданки". Настоящая живая рыбка, обретшая человеческое тело, влюбляется в прибрежного мальчика. Знакомая русалочья история по факту ничем отличается от "Призраков": духи заменены на людей, люди – на рыбок (напомним, Тихиро дружит с оборотнем-драконом по имени Хаку). Все мы одинаково счастливы и несчастны в этом безумном мире, изрекает мудрый Миядзаки.Читайте также