Форма поиска по сайту

"Нож для Фрау Мюллер": "Два социопата в одном месте – это чересчур"

культура

21 января 2016, 16:55

Фото предоставлено лейблом "Снегири"

Для одного концерта Олег Костров и Олег Гитаркин воссоединяются под названием "Нож для Фрау Мюллер", он же Messer Fur Frau Muller. Один из самых интересных проектов конца прошлого века, флагман российского lounge и easy listening, тандем удивительных музыкантов необычайного дарования и сложных характеров, вряд ли мог долго просуществовать. Записав несколько ярких альбомов, они разошлись для того, чтобы отдохнуть друг от друга, но продолжив успешно работать по одиночке. Костров погрузился в написание красивой и серьезной музыки для кино и театра, Гитаркин занялся своим любимым забойным серфом, собрав Messer Chups – одну из лучших групп в этом стиле. 24 января они объединятся на сцене клуба YOTASPACE как "Нож для Фрау Мюллер" для единственного выступления и это, пожалуй, одно из самых важных концертных событий сезона. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев нашел Гитаркина и Кострова в разных городах, о разном же и побеседовали.

– Первый альбом "Ножей", вышедший на виниле независимой фирме FeeLee records, звучал несколько иначе, чем то, что потом появилось в "Нечеловеке-видимке", не говоря уж про "Алло, супермен" с хитом "Лучшая девушка в СССР". Почему вы решили отойти от хардкора и панка и обратиться к "легкой музыке"?

Олег Гитаркин: Группа распалась, и мы Олегом Костровым стали делать совсем другую музыку. Вначале мы поменяли название. Изначально наш проект назывался "Гипер Утесов", но продюсеры попросили оставить старое название, так как оно было на слуху и многим нравилось из-за странной комбинации слов.

Олег Костров: Я пришел в группу – и музыка изменилась. До меня она была жесткой, такая же, в общем, как все исполнители, которые выступали в клубе "Там-Там". Этот клуб определял стиль музыки: хард-рок, панк... Но все изменения, связанные с изменением состава, затронули и музыкальную стилистику, я принес много своего: лаунж, easy, более мелодичные стили.

– Клип на "Девушку" взял в ротацию MTV, но игнорировало "Наше радио". Насколько, на ваш взгляд, музыка "Ножей" попала в ту аудиторию, на которую вы рассчитывали, или ситуация, при которой вас больше знали на Западе, чем в России, вами была принята как наиболее желаемая?

ОГ: Если честно, я не следил никогда, куда мы в России попали, куда нас взяли и так далее, так как я человек мира и мне глубоко все равно, что про меня думают промоутеры радиостанций в России. Цель у нас была другая. В России до сих пор с радио беда. Хорошо, что у людей появилась возможность по интернету слушать настоящее радио с настоящей музыкой. Сейчас куча стилистически направленных интернет-радиостанций, и это то, что надо.

ОК: Вообще, сначала мы ничего не считали, но потом нам было даже интересно пробить этот неприступный формат, который Миша Козырев сам установил, и нам хотелось разрушить этот бастион, чтобы все могли – и андеграундные группы в том числе – играть по радио, и кто хочет мог их заказать, например любимую группу, пусть она не поп-музыка.

– У кого появилась идея использования старых семплов и самой вашей ни на что не похожей музыки, аналогов которой по большому счету так и не появилось?

ОГ: Ну, аналоги всегда есть у любой музыки, семплы тоже не мы придумали. Идей было полно как у меня, так и у Олега Кострова. Мы много смеялись и хвастались друг перед другом, кто какой наиболее странный семпл нашел. Это было почти соревнование.

Фото предоставлено лейблом "Снегири"

ОК: У меня студия располагалась в Питере и был другой проект – "Фантом". Мы использовали много семплированной музыки. Тогда все играли музыку техно, и этот семплер, эмулятор мы использовали для первых треков, для оформления в новом стиле. Использовали в основном голоса разных любимых певиц Цару Лендер, Марлен Дитрих, Клавдию Шульженко. Ну все такое немножко готическое в стиле 30-х годов.

Потом мы поняли, что если брать семплы, то нужно меньше играть, и поскольку были ленивыми, то нам эта история понравилась. Но это все оказалось не так просто, потому что надо очень точно подбирать эти семплы, работа крайне кропотливая, иногда уходит больше времени, чем сыграть то же самое живьем.

– Правда ли, что одним из самых главных источников информации был телевизор, работающий в беспрерывном режиме, и магнитофон, подключенный к нему?

ОГ: Ну и такое было тоже. Мы просто отсеивали информацию, как решето, но больше всего любили иностранные фильмы, дублированные "Союзмультфильмом". Это был просто параллельный мир!

Фото: facebook.com

ОК: Мы использовали, конечно, немного фильмов из коллекции кино 60-х годов, очень много фильмов неизвестных, которые лежали на полке, но при этом они все сделаны были очень качественно, и можно было использовать. Также нам очень нравилось использовать фильмы переводные, дублированные фильмы: французские комедии, которые дублировал "Союзмультфильм". И они настолько качественно и весело делали это озвучивание, что фильм в конце концов получался намного интереснее и голоса звучали намного убедительнее и веселее. И такой гиперреализм, который был в озвучках и переводах "Союзмультфильма", нас подтолкнул к тому, чтобы использовать голосовые семплы.

– Можно ли расценивать вашу совместную работу в "Ножах" как старт для реализации ваших дальнейших сольных работ – музыки для фильмов и театра Кострова и Messer Chups Гитаркина?

ОГ: Да можно расценивать как угодно. Думаю, это был старт и финиш – одновременно не успел побежать, как уже прибежал (смеется).

ОК: Мне очень нравилась наша группа. То, что мы делали, например, с "Нож для фрау Мюллер", когда нас приглашали для записи музыки для каких-то фильмов, заставок, радиоджинглов, было по-настоящему модно. А то, что я начал делать после, один как композитор и аранжировщик, в этом, конечно, какие-то приемы и находки "Ножей" я использовал, но все же не старался копировать, а более широко подходить к музыке. Ну а песни, которые писал, были непохожи на то, что мы делали в "Ножах".

– Сейчас вы можете пояснить, что стало причиной распада, а теперь и реюниона?

Фото: facebook.com

ОГ: Причина распада была именно сложность характеров. Все-таки два социопата в одном месте – это чересчур. Ну и конечно же, музыкально вкусы разошлись. Мне всегда нравились рок- н-ролл и серф в чистом виде. А электроника меня интересовала, пока я не купил компьютер. Потом я понял, что это неинтересно, и вернулся к живой музыке. Причиной нашего воссоединения стал интерес к тому, как все это прозвучит сейчас. С Олегом мы Костровым редко видимся, а все-таки были друзьями. Так что это хороший повод лишний раз повидаться именно на сцене. Так веселее.

ОК: Мы точно не дрались, не кричали, все происходило спокойно. В интервью мы потихоньку начали говорить, что не хотели бы работать вместе, а потом решили, что больше не станем играть концерты, а сам проект замораживается. Мне было сложно работать, учитывая, что Олег хочет играть серф, а мне бы хотелось шире подходить к понятию музыки.

Причиной реюниона стало само слово. Наверное, оно подействовало гипнотизирующе, и мы согласились на эту историю. Если бы просто нам сказали: "Давайте соберетесь, сыграете вместе", – все бы сказали: "Да ну, неинтересно". А реюнион как-то всех завел. Это была идея нашего директора. В общем-то, странно, что никто до этого не догадался, потому что, как мне кажется, это достаточно коммерческая штука.

– В начале года на странице в Facebook Олега Гитаркина, было сделано заявление о распаде Messer Chups. Какова его судьба?

ОГ: Это была шутка. С Messer Chups все очень хорошо! Мы готовим новый винил Spooky Hook ,сняли новый клип. Весной едем в тур по Европе, летом – по Америке.



– У меня есть приличное количество сольных альбомов Олега Кострова, но на каком-то этапе, лейбл их выпускавший, с этим делом закончил. Где сейчас вы издаете свою музыку?

ОК: - Это все, конечно, ушло в интернет, сейчас уже никто ничего не издает, все появляется только в виртуальном мире. Происходит выпуск каких-то альбомов на виниле и обычно это диски, которые распродаются прямо на концертах. Все полностью есть в iTunes и на просторах интернета. – Есть ли вероятность того, что "Нож для фрау Мюллер" вернется с новым альбомом?

ОК: Пока у нас идея только краткосрочного концертного объединения, и то мы решили это сделать под маркой эксклюзива.

ОГ: Я не знаю, что будет потом. Пока у нас запланированы два концерта. Было бы интересно записать новый, но как и когда – я пока не понимаю.

Фото: facebook.com