Форма поиска по сайту

Жизнь как танец: сбывшиеся мечты Бориса Эйфмана

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

22 июля отмечает юбилей один из самых известных российских хореографов современности Борис Эйфман. В 16 лет он приехал в Ленинград и поклялся, что будет жить и творить в этом городе. И клятву сдержал. Когда-то его хореографию называли порнографией и пытались запрещать, сейчас же каждый спектакль в России и за рубежом неизменно собирает полные залы. Пожалуй, в России нет другого хореографа, чьи спектакли так редко бы шли на родине и были бы так сильно ожидаемы публикой.

От "Родена" к Pink Floyd
Борис Эйфман родился на Алтае, вырос в Молдавии, как хореограф состоялся в Ленинграде и затем снискал всемирную славу. Окончив в 1972 году хореографическое отделение Ленинградской консерватории и поработав несколько лет штатным хореографом Вагановского училища, Эйфман был приглашен в Кировский театр (балетоманы со стажем могут припомнить, например, "Жар-птицу" с Габриэлой Комлевой в заглавной партии), а затем получил собственный коллектив при Ленконцерте. Так в 1977 году появился "Новый балет", известный сегодня как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана.

Эйфман называет своими учителями Юрия Григоровича и Леонида Якобсона, старших современников. Именно Якобсон в конце жизни сказал Эйфману сакральную фразу, что хореографом невозможно стать, им нужно родиться. Фотографии их встреч до сих пор висят в кабинете Эйфмана, он посвятил балет "Роден" своему учителю Якобсону, создавшему в 1970-е одноименный цикл хореографических миниатюр, оживляющих скульптуры великого творца.

В годы застоя Эйфману удавалось невозможное: трудно представить, чтобы в конце 1970-х молодой хореограф мог поставить балет на музыку Yes или Pink Floyd и показать его на сцене Кремлевского Дворца Съездов. Острый, "неудобный" пластический язык, где пуанты классического балета соседствовали с акробатическими трюками, сложный, не предназначенный для танца музыкальный материал (кроме британских рокеров привлекались Барток, Веберн, симфонические Бетховен и Чайковский), глубокий философский подтекст спектаклей – все это мало ассоциировалось со словом "балет" в его тогдашнем понимании, а потому привлекало молодую публику и далеких от рутины профессионалов. На фоне академических балетных театров Ленинграда и провинции, где нередко царила музейная духота, спектакли "Нового балета" казались освежающей летней грозой.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/x5zOUfnD7Fg" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: Youtube/пользователь: DANCE OPEN, International Ballet Festival

Философия в танце
С годами Эйфман сосредоточился на известных литературных сюжетах ("Идиот", "Анна Каренина", "Чайка", "Евгений Онегин") и биографиях великих исторического деятеля ("Чайковский", "Русский Гамлет" об императоре Павле I, "Роден"). Единственным исключением стал "Мой Иерусалим": в этом спектакле нет конкретного сюжета, Иерусалим предстает как метафора, идеальная модель мирного сосуществования людей разных наций и конфессий.

Эйфман не раз говорил, что не видит смысла в бессюжетном балете, танце ради танца. Он называет себя хореографом-философом, а свой театр – продолжателем традиций русского психологического театра ХХI века. Отличительной чертой его постановок является именно глубокий психологизм и акцент на внутреннем мире героев. В середине нулевых Эйфман даже собирался поставить балет об отце-основателе психоанализа Зигмунде Фрейде, но идея так и осталась нереализованной.

За долгую карьеру Эйфман поставил больше полусотни балетов. Уже много лет он строго соблюдает творческий график, выпуская по одной новинке в сезон. Как правило, это мировые премьеры, – однако хореограф охотно возвращается и к своим прежним работам, подновляя и освежая, а иногда полностью переставляя старые балеты. Эйфман убежден: спектакль обязан быть современным и актуальным, соответствовать растущим техническим возможностям артистов, поэтому постановки прежних лет нередко обретают второе дыхание.

С Волочковой и Мадонной
Спектакли Эйфмана украшают репертуар многих театров мира: "Анна Каренина" в Венской и Рижской операх, "Роден" в Буэнос-Айресе и Астане. Несколько лет назад состоялась премьера "Чайковского" в Корейском национальном балете. В 2004-м Нью-Йоркский городской балет доверил Эйфману постановку балета-оммажа к столетию со дня рождения Джорджа Баланчина, выбрав его как ведущего среди хореографов-соотечественников "Мистера Би" – так появился на свет "Мусагет". Эйфман был первым российским хореографом, кто удостоился такой чести.

В труппе Эйфмана долгое время блистал Валерий Михайловский, создатель и художественный руководитель существовавшего с 1992 по 2013 годы единственного в России мужского балета, в котором все партии – и женские, и мужские – исполнялись мужчинами.

Сотрудничать с юбиляром довелось многим балетным знаменитостям: в разное время в постановках Эйфмана участвовали Алла Осипенко, Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе. Скандально известная российская селебрити Анастасия Волочкова в бытность ведущей балериной Большого театра России выходила в главной женской партии, императрицы Екатерины II, в спектакле "Русский Гамлет", перенесенном Эйфманом на сцену главного театра страны. В 2005 году во время гастролей в Аргентине заглавную партию в балете "Русский Гамлет" исполнил всемирно известный танцовщик-виртуоз Хулио Бокка.

В 2009 году звезда популярной музыки певица Мадонна во время визита в Санкт-Петербург в рамках мирового гастрольного тура вместе со всей семьёй побывала на спектакле "Онегин" Бориса Эйфмана в Александринском театре. После представления поп-дива зашла за кулисы и поблагодарила артистов за доставленное удовольствие.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/sNcAYMkVsgo" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: Youtube/пользователь: Волочкова видео

Формы и содержание
В труппу Эйфмана непросто попасть, хотя мечтают об этом многие выпускники балетных школ. Сегодня в театре работают 14 солистов и 37 артистов кордебалета – по меркам академических театров цифры небольшие. Специфическая хореография, насыщенная поддержками и силовыми движениями, диктует особые требования к исполнителям: минимальный рост мужчин – 183 см, девушек – 172 см; большая физическая выносливость; для юношей – крепкое сложение. При этом – строгая классическая выучка: ежедневный утренний (рабочий день у артистов балета начинается в 11 часов) урок в театре Эйфмана такой же, как и в любом классическом балетном театре мира.

График работы артистов театра Эйфмана отличается от расписания на день артистов других театра жесткой трудовой дисциплиной: С 11 часов – урок, с 12 до 15:30 – репетиции, далее 3,5 часовой перерыв, зачастую во время которого продолжают репетиции солисты и ведущие артисты, и с 19 до 22 – вечерние репетиции.

Театр Эйфмана даже среди балетных считается очень травмоопасным: нечеловеческими нагрузки даются далеко не всем. Не зря у артистов существует присказка: "бывших эйфманцев не бывает". Прежним из театра Эйфмана не уходит никто, а зачастую после окончания карьеры танцовщика эйфманцы не покидают театр, а переходят на другие, нетанцевальные должности.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Эйфман – человек, работающий 24 часа 7 дней в неделю. Будучи художественным руководителем театра, он не только следит за качеством исполнения балетов и создает новые произведения, но принимает непосредственное участие в планировании гастрольных туров, работе со спонсорами. Эйфману далеко не безразлична судьба балета за стенами его театра: он часто выступает на различных научных конференциях, посвященных балету и искусству в целом.

Большую часть театрального сезона труппа проводит на гастролях: спектакли Эйфмана побывали на четырех континентах (труппа не успела побывать только в Африке и на Антарктиде) и везде встречали горячий прием публики. У такой насыщенной гастрольной жизни есть и обратная сторона – театр очень редко выступает в России. Одна из главных причин небольшого количества спектаклей в родной стране – отсутствие своей сцены.

Собственный балетный дом – главная и очень давняя мечта Бориса Эйфмана. Проект под названием "Дворец танца" начал обретать конкретные очертания лишь в середине 2000-х годов, когда для строительства нового здания определили место на Петроградской стороне – на берегу Невы, недалеко от Эрмитажа, Кунсткамеры, Петропавловской крепости.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/AokmbzGAWb4?list=PLfDFHl8Mj8hTcP6PnwkCHugB_bkN0L3yc" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: Youtube/пользователь: eifmanballetspb

По замыслу Эйфмана Дворец танца будет не просто репертуарным театром, но огромным центром танцевального искусства. Кроме ныне существующего коллектива там будет базироваться труппа, специализирующаяся на классическом репертуаре XIX и XX веков, а также экспериментальный коллектив, для которого будут сочиняться новые балеты – так во Дворце танца смогут получать необходимую сценическую практику молодые российские хореографы.

Другой амбициозный проект юбиляра счастливо претворился в жизнь: в 2013 году в Петербурге открылась Академия танца Бориса Эйфмана. Учебный комплекс оборудован по последнему слову техники и ставит целью воспитание универсальных артистов, способных исполнять не только классический репертуар, но и современные балеты. Предмет "современный танец" в Академии Эйфмана преподают с первого же года обучения – в других балетных учебных заведениях России он вводится лишь в пятом-шестом классах. В следующем сезоне юбилей хореографа плавно перетечет в празднование юбилея труппы – в 2017-м Театру балета Бориса Эйфмана исполнится 40 лет.

Айдар Ишмухаметов