Фото: bruegel2018.at
В венском аэропорту встречает плакат с красноречивой надписью Once in a lifetime ("Только раз в жизни"), и в данном случае это не пустое обещание. Работ старшего Брейгеля, основателя знаменитой художественной династии, в принципе мало (живописных – всего 40, на выставке показаны 27), и собрать ретроспективу из разных мировых музеев – задача крайне сложная по ряду причин. Во-первых, для каждого музея Брейгель – хит, с которым жаль расставаться даже на несколько месяцев. Но главное, в XVI веке, когда жил художник, было принято писать на досках, достаточно тонких, живопись эта хрупкая и капризная, любые перемещения – стресс и для нее, и для музейных хранителей. Словом, такую подборку вы точно больше не увидите.Фото: khm.at
В том же музее, этажом ниже Брейгеля, показывают выставку с оригинальной кураторской концепцией – взгляд американского кинорежиссера Уэса Андерсона ("Отель "Гранд Будапешт", "Королевство полной луны") и его жены, писательницы и дизайнера Джуман Малуф на историю искусства вообще и коллекцию музея в частности. Подготовка к выставке шла несколько лет, за которые, как говорят, Андерсон измучил хранителей просьбами "достать из запасников все синенькое" и прочими в том же духе. Получилось необычно, ярко, очень эстетски, местами весело, местами цинично – примерно как в его кино. Экспозиция разбита на отдельные залы, но ни пояснительных текстов, ни даже привычных этикеток к экспонатам там нет. Для совсем зануд есть брошюра, но Андерсон и Малуф предлагают расслабиться и отдаться визуальным впечатлениям – посмотреть на портреты волосатых людей, удивиться древнеегипетской мумии мышки-землеройки в маленьком гробике, понаблюдать за бессловесным диалогом обнаженного атлетичного Давида и средневекового Христа в набедренной повязке (ряды небольших скульптур составлены уморительно), наконец, зависнуть в поисках логики в "зеленой" комнате, где собрано, кажется, все, что нашли в музее в соответствующей гамме, от платьев до огромного изумруда.Фото: albertina.at
Подробный (местами даже слишком) живописный рассказ о жизни и творчестве главного импрессиониста, чьи изобретения повлияли практически на весь ХХ век. Из разных музеев и частных коллекций собрали все периоды и сюжеты – от первых пейзажей, серий с соборами и стогами до поздних кувшинок, написанных почти ослепшим восьмидесятилетним мастером в саду его дома в Живерни. В процессе осмотра вам может показаться, что не все картины одинаково удачны. Верьте себе – вам не показалось. Впрочем, выставка все равно заслуживает внимания – столько Моне в одном месте не часто встретишь.Фото: mumok.at
Самый прогрессивный музей Вены (его здание – глухой серый куб, облицованный вулканической породой, в Музейном квартале) и выставка для любителей современного искусства или для тех, кто хочет, наконец, в нем разобраться. 55 произведений из обширной музейной коллекции, встреча с каждым – "свидание вслепую". Иногда попадаются знаменитости (Пикассо, Уорхол, Клее), иногда незнакомцы, но тоже ничего. Похоже на энциклопедию ХХ-XXI века в ярких картинках, которые, к тому же, развешены на заградительных сетках, как будто вы случайно шли по улице и вдруг обнаружили шедевр. И внезапно влюбились.Читайте также