90-летие Эльдара Рязанова
oтметили в киноклубе "Эльдар" 24 апреля. Праздничный вечер устроил журнал "Театрал". Сам Рязанов пять лет назад стал инициатором таких "живых выпусков" журнала в киноклубе и неизменно их посещал. По традиции "Звездные вечера" проходят в поддержку ветеранов кино и сцены, нуждающихся в лечении. В этом году в концерте приняли участие Сергей Безруков, Лариса Голубкина, Ирина Купченко, Вадим Эйленкриг и Алексей Кортнев. Актеры, снимавшиеся у Рязанова, поделились с m24.ru своими воспоминаниями о нем.
Сергей Безруков
Фото: m24.ru/Никита Симонов
С Эльдаром Александровичем мы познакомились в 2002 году на пробах. Это был фильм "Ключи от спальни". Я тогда очень много импровизировал. Просто придумывал что-то на ходу. Рязанов говорил мне: "Ты абсолютный Моцарт". Не сердился, не останавливал. Он всегда прислушивался к импровизациям. Всегда ждал их. И так искренне хохотал. У него был очень обаятельный, заразительный смех. Такой – практически до слез.
Он очень нежно ко мне относился. У нас было не просто шапочное общение, мы были по-своему близки. Мы всегда поздравляли друг друга с днем рождения. У меня была какая-то особая гордость, когда мне звонил Эдуард Александрович. Каждый раз смотрел на телефон и замирал. Звонок. На экране высвечивается имя. Смотрю: мне звонит Рязанов. Понимаете, это звонит сам Рязанов. Мне! Представляете, каково?
Порой он был суровым, но он очень любил артистов, всегда к ним относился как к своим детям. Для меня он был добрым дедушкой. Он всегда был расположен к разговору, к импровизации, к предложениям. Но мог и сорваться. Обычно на тех, кто мешал при разговоре с артистом. Проходил, например, какой-нибудь осветитель, громко разговаривал, ставил свет. Рязанов мог и накричать, и строго так сказать: "Никогда не вставайте между мной и актером. Когда я общаюсь с актером, все должны ходить тихо".
У Рязанова на все было личное мнение – взять хотя бы историю с Евгением Евтушенко. Эльдар Александрович хотел снимать фильм "Сирано де Бержерак". На заглавную роль он наметил Евгения Евтушенко – Рязанов считал, что поэта должен сыграть настоящий поэт. Работа над фильмом уже началась, когда Евгений Александрович оказался в опале: началась Пражская весна, и он высказался против танков в Праге. Рязанову поставили ультиматум: "У вас есть 24 часа, чтобы решить, либо вы отказываетесь снимать Евтушенко и ищете другого артиста, либо… Вам навсегда запрещают снимать фильм". И что же? Рязанов не отказался. А фильм "Сирано" так и не снял. Хотя, я думаю, это могла быть одна из лучших его картин.
Когда я учился играть на гитаре, знал все романсы из фильмов Рязанова наизусть. "Я пью за здоровье немногих, немногих, но близких друзей..." (
напевает). Это гениально. Теперь, когда вижу, что по телевизору идет его фильм, всегда смотрю до конца. Я знаю буквально каждую эмоцию, могу повторить любую актерскую эмоцию из фильмов.
Его фильмы смотрят все без исключения. Это, наверное, и называется тем самым вечным словом "искусство". Есть мода, а есть искусство. И если мода проходящая, то искусство вечно. Все фильмы с душой, со смыслом, с глубокими идеями – они остаются. Конечно, мода проходит. Компьютерная графика становится еще круче. А вот души... Души маловато. Забудут ли когда-нибудь картины Рязанова? Нет, никогда.
Я счастлив, что хотя бы косвенно снялся в "Иронии судьбы" и продолжил эту историю (Сергей Безруков сыграл одну из главных ролей в фильме "Ирония судьбы. Продолжение", – прим. m24.ru). Хотя никакого отношения к старой истории я не имел, это ведь был новый персонаж. У нас были съемки в Праге. Павильон в точности воссоздавал интерьер квартиры в доме на улице Строителей из фильма Рязанова. Я попал в сказку. В атмосферу того самого фильма, который готов пересматривать бесконечно.
Однажды он подошел ко мне и тихонечко сказал: "Ты единственный, кто мне понравился в этом фильме". Такие слова от него дорого стоили. Ведь он режиссер. Он автор той самой "Иронии".
Лариса Голубкина
Фото: m24.ru/Никита Симонов
Я, признаться, предложение сниматься в "Гусарской балладе" первоначально восприняла без особого энтузиазма. Я впервые пришла на "Мосфильм", никуда не ходила пробоваться, поскольку считала, что для кино нужны какие-то особенные актеры. Но вдруг мне сказали, что надо сыграть гусара. И у меня где-то внутри екнуло: я поняла, что это моя роль и что надо бороться.
Столько лет прошло, а я по сей день считаю Рязанова своим вторым отцом. Мой папа не поверил в меня. А Рязанов поверил.
Ирина Купченко
Фото: m24.ru/Никита Симонов
Я очень хорошо помню, как Эльдар Александрович пригласил меня сниматься в фильме "Забытая мелодия для флейты". Это было абсолютное счастье, потому что сам Рязанов – это был бренд. И сниматься у него – залог успеха, качества. И потом – мне очень хотелось сыграть в комедии. Правда, роль у меня была все же серьезная.
Другую атмосферу я почувствовала на съемках картины "Старые клячи". Я получала наслаждение от атмосферы съемок. От всех моментов. То какой-то дым идет, то мы вытягиваем за канат из воды Фоменко... Я получала какое-то детское удовольствие. И это ощущение я тогда почувствовала впервые в жизни. Для меня на съемках всегда атмосфера сложная, серьезная, ты сама максимально сосредоточена. А в фильмах Рязанова для меня съемки были наслаждением.
У Эльдара Александровича было невероятное свойство – он умел заряжать. Своим настроением, смехом, легкостью. Причем специально для этого он ничего не делал, не подбирал фраз. Это происходило само собой. Он был невероятно доброжелательным и светлым человеком. В нем соединялось все: остроумие, юмор, серьезность. И человеческое и профессиональное. На съемках мне никогда не было дискомфортно. Все его фразы, предложения, советы ложилось очень органично. Они не вызывали протеста, раздражения, сопротивления.
Я обожаю и считаю гениальным фильм "Берегись автомобиля". "Служебный роман", "Карнавальная ночь". Очень люблю фильм "Гараж". Его картины качественные, профессиональные, умные, смешные. У них есть свое, особенное лицо. Никто так не снимал, как он. Это удивительный рязановский мир.
Наталья Лучкина