Режиссерский дебют актера Константина Хабенского, исторический фильм "Собибор", выйдет в российский прокат 3 мая. Военную драму о единственном успешном восстании в нацистском лагере смерти в октябре 1943 года уже успели показать в Варшаве. Российская премьера прошла на родине героя – в Ростове-на-Дону, где до сих пор живут родственники Александра Печерского, организовавшего восстание в Собиборе 75 лет назад.
В преддверии выхода фильма Хабенский рассказал о первом режиссерском опыте, героях картины и реакции на нее в Польше.Видео: YouTube/
iVideosФото: портал Москва 24/Антон Великжанин
О возрастных ограничениях
Ограничения у фильма 12+. "Мы на это пошли сознательно, понимая, в какие компьютерные игры играют современные дети. Поэтому наш фильм – это легкий вариант, по сравнению с тем, что они видят в этих играх", – сказал Хабенский.
О мировом прокате
Многие страны Европы купили права на прокат фильма. Его будут показывать в Японии и Австралии, а сейчас ведутся переговоры картину за океаном.
"Что касается места "Собибора" в российском кинематографе... Я бы не хотел заниматься теорией, это самое последнее дело, – признается актер и режиссер. – Давайте послушаем, что будут говорить, как будут говорить, будут ли вообще вспоминать или забудут, как страшный сон. Но мне кажется, что эта картина запомнится, в первую очередь, тем, что, по-моему, это первый фильм в нашем прокате, от которого пять процентов с каждого билета будет уходить в благотворительный фонд на помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга".
Об истории и людях
Любая тема, если она касается людей, деликатная. Все остальное – это кумачовые вещи, какие-то широкие мазки. Человек становится "прозрачным", максимально проявляется, когда находится на грани между жизнью и возможностью через пять секунд умереть. "И мне показалось, что эта история дает все возможности, чтобы поизучать, пофантазировать и попытаться, может, местами парадоксально, но показать людей", – добавляет Хабенский.
Он отметил, что фильмы на подобную тему должны, как минимум, не оставлять зрителя равнодушным. "Это очень важно. Нельзя подобные фильмы рассказывать не авторским тоном. Нельзя равнодушно, с "холодным носом" читать лекции о таких событиях. Нужно максимально подключаться к этой волне – и самому, и коллегам, и зрительному залу", – уверен Константин.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
О восприятии и польском зрителе
По словам Хабенского, он нашел ответ на вопрос "на кого ориентирован этот фильм": на людей, которые умеют чувствовать, сопереживать, не боятся проявления своих чувств. А такого зрителя в нашей стране много.
"У нас была премьера в Варшаве, – рассказал режиссер, – и польский зритель ничем не отличается от нашего. Думаю, что мы совершим такое турне по Европе, по миру, и я очень надеюсь, что неравнодушная реакция будет во всех странах. Я отталкиваюсь от себя: если меня эта история и фильм волнуют, значит, может взволновать и других людей".
О работе с архивами
Декорация концлагеря была воспроизведена по тем чертежам, которые сохранились. Что касается "безумной, пьяной вечерники", страшной ночи – это почти на сто процентов фантазия создателей. "И, мне кажется, эта фантазия доведена до истории мифологии: чтобы там прочитывались и Библия, и римские колесницы, и Древняя Греция. Это создание нового мифа, это попытка какого-то страшного шаржа", – добавил он.
О Кристофере Ламберте
Актерам свойственно играть разные роли и ломать стереотипы. Идея пригласить Кристофера в нашу историю – это идея продюсеров, и она связана не только с тем, что он выдающийся актер, но и с европейским прокатом. Нужна была величина, которая помогала бы нам с продвижением.
"И я ни на секунду не пожалел, что он вошел в нашу историю, – отметил Хабенский. – Мне кажется, мы придумали, дофантазировали, довели до точки этого человека
(Карла Френцеля, роль которого в фильме исполнил Кристофер Ламберт – прим. ред.). Человека, которого как бы мы ни пытались оправдывать, оправдать невозможно. В фильме есть один момент, когда он пытается валить все беды на отца: это очень понятно, очень по-человечески, когда мы на кого-то пытаемся свалить свои беды. В этот момент у зрителей возникает скорее не сопереживание, а просто мысль: "Парень, как же тебе не повезло". Мы никого не оправдывали".
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
О немецких офицерах
Режиссер рассказал, что ему не хотелось показывать немецких офицеров "просто функциями": хотелось придумать всем какие-то подробности биографии: как они там оказались и как они пытаются спрятаться от того, что происходит.
"Спрятаться – это тоже свойственно человеку. Кто-то прячется в пьянство, кто-то – в обещания матери, что он изменит жизнь, и она будет купаться в шелках, кто-то пытается спрятаться в будущую фотовыставку, живя в перспективе того, что это все когда-нибудь закончится. Но все равно, как бы мы их ни разбирали, ни придумывали им судьбы, менталитет наших граждан, нашего зрителя, никогда их не оправдает", – подчеркнул Хабенский.
О роли режиссера
"Работать в качестве режиссера – это самое сложное, я действительно хорошо чувствовал себя в роли актера. Но видимо те знания, которые я приобрел, общаясь с режиссерами, с блестящими операторами, художниками, были для меня какими-то базовыми, и я решил войти в эту воду и попробовать свои силы. Но это не значит, что я завтра приступаю к съемкам нового фильма", – признался он.
О "начали" и "стоп"
Процесс съемок был довольно простым. "Был помощник, литовский парень примерно с меня ростом, у него была рация, по-моему, он не говорил по-русски", – пояснил режиссер.
"Я не говорил "начали", не говорил "мотор", я просто говорил "стоп", когда считал, что нужно закончить кадр", – добавил Хабенский. Был второй болгарский режиссер Бобби, он руководил съемочным и организационным процессом на площадке.
Что касается монтажа, было где-то 34 версии фильма: режиссер монтажа, соавтор фильма, Юрий Троянкин, внес очень большой вклад в то, чтобы эта история была такой, какой вы ее увидите.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Об эпизодах и концлагере
Режиссер специально достаточно лаконично и с минимальными объяснениями рассказал истории всех людей. Главный герой – это концлагерь, лагерь смерти. Все остальные – эпизоды, проходящие в жизни этого главного героя. Какой-то эпизод моментально пролетает, другой – задерживается, пытается сопротивляться, хитрить, что-то придумывать, страдает. Но все это – "эпизоды в жизни этого страшного главного героя, который насыщен веселой эстрадной музыкой, это какое-то чудовище".
В фильме все подробности героев сказаны у кого-то одним, двумя словами. Но есть биография каждого человека. Так, Лука приехала с Печерским из минского лагеря, она знает историю неудачного побега, знает, с каким грузом прибыл Печерский: он остался жив, а каждого десятого в минском лагере расстреляли.
Она всячески пытается его успокоить, наивно, по-детски, с верой в то, что "взрослые" придут, и все сделают, и все исправят. Но эффект получается противоположный: он снова находит в себе силы для того, чтобы противостоять. И, более того, в какой-то момент из человека советского он становится просто человеком. "Это очень важно, потому что, в моем понимании, человека советского больше беспокоят общественные вещи, коллектив, а никак не личные, касающиеся его и людей, находящихся рядом с ним. И Печерский находит в себе силы для этого перелома", – объяснил режиссер.