Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Важное организационное: учитывая весь прошлый опыт и недавние очереди на Куинджи, тянувшиеся от метро, билеты на Репина есть только в предварительной продаже. Это значит, что прийти на Крымский Вал, отстоять несколько часов и припасть к искусству не получится – билеты продаются онлайн и в кассах Третьяковки только заранее и строго на определенный сеанс. Ближайшие свободные слоты в выходные – только в конце апреля. Без очереди и билета на выставку могут прийти "друзья музея" (стоимость годовой карты – от 4 000 рублей). Зато аудиогид бесплатный, с тремя маршрутами на платформе izi.travel. За Репиным давно закрепилась слава "нашего всего" в живописи – еще бы, сколько сочинений написано в школе по "Бурлакам" и "Не ждали", сколько идеологических теорий подведено под его живопись в советское время. Художнику в этом году 175, последняя большая выставка была четверть века назад, и большинство тех, кто придет в Третьяковку, в таком объеме видят его впервые. А объем и правда впечатляет – три этажа и еще "антресоль", 300 работ – картины и рисунки – собрали из 28 музеев, в том числе зарубежных, и из семи частных собраний. Кстати, стоит иметь в виду – выставка длится пять месяцев, графика так долго на свету находиться не может, так что часть рисунков в середине июня покинет экспозицию.Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Выставка начинается с пустого белого прямоугольника и это не оммаж Малевичу, висящему этажом выше, а напоминание о поврежденной картине "Иван Грозный и сын его Иван", которая как минимум до следующего года находится на реставрации после нападения вандала (восстановление обойдется в 20 миллионов рублей). А дальше вся общеизвестная классика: "Воскрешение дочери Иаира" – первая большая удача, картина, написанная при окончании Академии художеств, которая принесла ему золотую медаль и возможность заграничной поездки; бурлаки, Крестный ход, казаки, народовольцы, Николай II. Бравурный финал первого этажа – девятиметровое "Торжественное заседание государственного совета", которое привезли из Русского музея и для которого оформили зал похожими колоннами, как будто продолжая пространство за границы полотна и включая зрителя в сцену. Масштабный госзаказ вылился в один из самых крупных в истории живописи групповых портретов. Соглашаясь на него, Репин ставил условие, что все герои будут позировать ему лично (а их там больше 80), и на сегодняшний день сохранилось примерно полсотни предварительных этюдов. Картина, с одной стороны, продолжала давнюю традицию Рембрандта и Хальса (самый известный вариант – "Ночной дозор"), а с другой – из него выросли шаблонные советские сцены Политбюро, выхолостившие все репинские достижения.Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Удивительное дело – и на портретах, и в больших детально прописанных сценах у Репина мало красивых лиц. Красивых не в смысле правильности черт, но внутреннего света и энергии, которая не дает отвести глаз от героя (каких много у гениального репинского ученика Серова). Больше одержимых, даже безумных, с утрированным ощущением аффекта в глазах – будь то Царевна Софья, Гоголь, сжигающий рукопись, каторжник из "Не ждали", священник в "Крестном ходе в дубовом лесу", большевики, отнимающие хлеб у ребенка, и многие, многие другие. Их сотни. О "беспощадно правдивом реализме" Репина писал близко друживший с ним Чуковский ("Его кисть была правдивее его самого"), но все же и художник выбирал вполне определенные сюжеты. Почти нет у Репина и легкости кисти, воздушности и изящества. Будучи в Париже, он точно видел импрессионистов, но не впитал модного направления – над картинами работал подолгу, дописывал и совершенствовал до изнеможения, в итоге "засушивал" – внутренний перфекционист не знал меры. Только в портретах юной первой жены и дочерей появляется больше живости, непосредственности и теплоты.Читайте также