Фото: wikimedia.org
Зрителей охватил ужас. Поезд приближался – мчался стрелой прямо на них. Некоторые люди, поддавшись общей панике, вскочили со своих мест, боясь быть раздавленными тяжелым составом. Однако ничего не произошло, и поезд вопреки самым страшным ожиданиям не сошел с экрана. Так показ фильма братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты" превратился в настоящий аттракцион – такой же, какой был год назад, 28 декабря 1895 года, когда состоялся киносеанс на бульваре Капуцинок в Grand Café; но фильмы тогда показали другие. Именно этот день и считают Международным днем кино, который отмечают во всем мире.Младенец, поливальщик и случайные актеры
В программу первого в истории публичного кинопросмотра в 1895 году вошли короткометражки "Выход рабочих с фабрики", "Прибытие делегатов на фотоконгресс с Лионе", "Политый поливальщик", "Завтрак младенца" и другие. Все эти картины, снятые Луи Жаном и Огюстом Люмьерами, длятся меньше минуты.
"Выход рабочих с фабрики", снятый у ворот фабрики братьев Люмьер, расположенной в Лионе, считается первым фильмом, показанным на большом экране. В этой короткометражной картине не происходит никаких других действий, кроме заявленных в названии. Первые случайные актеры – мужчины, женщины и даже собака – сумели воплотить в фильме настоящую жизнь, об этом говорят и сегодняшние критики.
В "Завтраке младенца" снялся сам Огюст Люмьер – вместе со своей женой и маленькой дочерью. Сюжет простой – Люмьер и его жена кормят с ложки ребенка. Тем не менее эта сцена реальной жизни из XIX века, наполненная заботой и добротой, приобрела большую популярность среди зрителей того времени.
А вот "Политый поливальщик" сумел рассмешить аудиторию. Хулиган-подросток наступает на шланг в то время, когда садовник поливает цветы. Когда вода прекращает течь, поливальщик пытается разобраться, в чем дело. Тогда хулиган убирает ногу, и вода обливает лицо садовника. Жанрово разнообразившая творения Люмьеров эта короткометражка стала и первой игровой картиной. Роли исполнили садовник поместья Люмьеров и сын одного из слуг.
Эти показы – результат полученного несколькими месяцами раньше патента на изобретенный съемочно-проекционный аппарат "Синематограф".
Говорят, идея создания аппарата принадлежит Луи Люмьеру: однажды ночью его мучила чудовищная головная боль, которая мешала ему уснуть. Именно тогда он придумал, как должно выглядеть новое устройство.
Подтолкнувшие поезд
Вопреки распространенному мнению самого знаменитого фильма братьев Люмьер – "Прибытия поезда" – в программе киносеанса 1895 года не было, его показали только в январе 1896-го. И действительно очевидцы рассказывали, что зрители испугались движущегося на экране поезда в натуральную величину. Интересно, что при неподвижной камере здесь был осуществлен переход от общего к среднему и крупному планам.
В Москве "Поезд" показали в 1897 году, а фрагменты из него вошли в советский фильм "Человек с бульвара Капуцинов".
Вскоре люмьеровский "Поезд" пытались повторить – французский режиссер Жорж Мельес, также считающийся одним из основоположников мирового кинематографа, снял "Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля" и "Прибытие поезда на вокзал Венсанна".
Братья и их прогнозы
После оглушительного успеха братьев стали приглашать провести сеансы и в других городах. Когда количество заявок приблизилось к рекордному, Люмьеры нашли выход: заказчики брали напрокат проекционные аппараты, а представители братьев монтировали кино на местах. Таким образом, уже в 1896 году нашумевшие фильмы показали в Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Мадриде и других городах.
Всего талантливые братья создали около 1800 картин – в период с 1895 по 1898 год. Луи Люмьер отказался от продолжения этого дела после завершения съемок "Страстей Иисусовых", решив посвятить жизнь технологии цветной фотографии. Это начинание также принесло ему успех – компания, созданная им, стала одним из крупнейших производителей принадлежностей для фотографии.
Фото: Author Fofi fonfec/wikimedia.org
В 1946 году все снятые Люмьерами ленты были переданы в самый большой в мире архив фильмов – Французскую синематику.
"Интерес людей к кино быстро пропадет, – говорили братья. – Это – всего лишь аттракцион, развлечение, которое всегда будет проигрывать фотографии и не принесет настоящей прибыли".
С момента первого публичного кинопоказа прошло 120 лет. Интерес к кино не утихает до сих пор. Ошибались ли Люмьеры в своих прогнозах? Несомненно. Но именно им мировой кинематограф обязан своему возникновению, а их простые, но такие необычные ленты будет пересматривать еще не одно поколение.