Фото: Zumo/ТАSS/David Bro
Результаты "Оскара-2016" можно охарактеризовать довольно просто: все самое предсказуемое за год. Интриг среди номинаций и лауреатов практически не было, и единственное, чем церемония удивила – это своими предварительными скандалами. Напомним: сперва на киноакадемию ополчились за то, что та обошла внимание темнокожих кинематографистов (почетный "Оскар" Спайка Ли не в счет, тем более что оказавшийся в апогее расового скандала режиссер решил церемонию бойкотировать), а затем подсыпал перца Иэн МакКеллен, заявив, что ЛГБТ-сообщество тоже недовольно, так как среди номинантов нет ни одного открытого представителя сексуальных меньшинств. Теперь киноакадемии придется быть осмотрительнее, но результаты таковы, каковы они есть. Мы стали свидетелями новой истории: не слишком интригующей, но вполне обоснованной.Кадр из фильма "Безумный Макс: дорога ярости"
Третий "Оскар" подряд уносит гений камеры Эммануэль Любецки – "Гравитация", "Бердмэн", а теперь и "Выживший": мастер длинного плана Любецки снимает так, что монтажных склеек мы в жизни не заметим (в "Бердмэне", если что, их около ста на весь фильм, но кто отыщет хотя бы десяток!), и тут у Любецки тоже не было конкурентов – слишком очевидно было мастерство оператора.Кадр из фильма "Звездные войны. Эпизод VII: пробуждение силы"
Аналогичного мнения придержалась и киноакадемия, прокатив "Звездные войны. Эпизод VII: пробуждение силы" в номинации, где у них, казалось бы, почти нет конкурентов. Приз за лучшие спецэффекты ушел очевидному аутсайдеру – картине "Из машины": фильм об искусственном интеллекте и человекоподобных роботах был представлен лишь в двух номинациях (еще мог получить в номинации за "Лучший сценарий", но там у него не было ни единого шанса по сравнению с мощной работой Томаса МакКарти и Джоша Сигера "В центре внимания"), но одну из них радостно получил: роботы и вправду завораживающе хороши и вчистую переиграли старичков из "Звездных войн".Кадр из фильма "Из машины"
Не повезло нашему соотечественнику Константину Бронзиту – его короткометражный анимационный фильм "Мы не можем жить без космоса" (в меру наивный и чрезвычайно душевный) проиграл чилийской "Медвежьей истории" Габриэля Осорио и Пато Эскала. Выбор тоже в целом очевидный: уж больно эстетична и по-своему нежна оказалась "Медвежья история". Ну а в том, кто победит в категории "Лучший анимационный фильм", сомнений не было – "Оскар" ушел "Головоломке" (она еще номинировалась за лучший сценарий, но тут киноакадемия снова держала ушки на макушке и сюжет, вчистую скопированный из романа Мэтью Грина "Воспоминания воображаемого друга", оставила за бортом).Кадр из мультфильма "Головоломка"
Весьма достойно распорядилась киноакадемия призом за лучший документальный фильм: пронзительная и бескомпромиссная история Эми Уайнхаус покорила всех и вся. Ну а тех, кто до сих пор почему-то не видел "Эми", в обязательном порядке призываю бежать и смотреть: это действительно один из лучших документальных фильмов ушедшего года – да что уж говорить, и вправду лучший.Кадр из фильма "Эми"
Музыкальные награды ушли к Эннио Морриконе за саундтрек к "Омерзительной восьмерке" Тарантино (и тут пришлось подвинуться даже мастеру Джону Уильямсу, номинированному за музыку к "Звездным войнам"), а "Оскар" за лучшую песню достался очередной серии "бондианы" – Сэм Смит так яростно спел в "Спектре", что конкурентов у него тоже практически не было (да и опять же в последнее время сольное мужское исполнение заглавной песни – редкая вещь для фильмов о Бонде).Кадр из фильма "Сын Саула"
Ну и наконец, главные номинации – и тут тоже никаких сомнений быть не могло: победителей можно было предсказать со стопроцентной точностью. Приз за главную женскую роль достался Бри Ларсон за "Комнату", очень точную и яростную работу. Ну а "Оскар" за лучшую мужскую роль – и тут сомнений, пожалуй, быть не могло – наконец-то унес с собою Леонардо Ди Каприо.Бри Ларсон. Фото: Zuma/ТАСС/Yang Lei
Да простят меня поклонники Лео, но эта победа оказалась по большому счету пирровой. По сравнению с основными соперниками работа Ди Каприо в "Выжившем" – это набор довольно простых актерских этюдов: Леонардо играет фактически одну-единственную эмоцию (хотя, бесспорно, делает это отлично) и в сравнении, скажем, с тем же Майклом Фассбендером, бесспорно, проигрывает. Заглавная роль Фассбендера в "Джобсе" – это совершенный, всеобъемлющий труд: он балансирует на грани между пронзительной рефлексией и глухим сарказмом, и это ему отлично удается (финальную сцену на крыше можно хоть сейчас включать в учебники актерского мастерства). Но, увы, киноакадемия в этот раз решила оправдать надежды миллионов поклонников Ди Каприо, свой "Оскар" Лео фактически "высидел": так что это скорее "Оскар" за выслугу лет, а не за "Выжившего".Фото: Zuma/ТАСС/David Crane
"Выживший" получил еще одну ключевую статуэтку – Иньярриту получил приз за лучшую режиссуру, и многие думали, что фильму скорее всего достанется и приз за лучший фильм. Но и здесь киноакадемия оказалась чрезвычайно мудра: дело в том, что получить главный приз года "Выживший" не мог ни при каком раскладе. Российскому зрителю неведомо, но историю Хью Гласса американские школьники знают с детства назубок, и тем яснее невероятное противоречие, которое заложено в фильме Иньярриту с реальной историей. Дело в том, что Хью Гласс действительно прошел через кучу тягот и опасных путешествий, а затем отправился на поиски своего обидчика. И нашел, но вот тут начинается история вовсе не мести, а тотального всепрощения: Гласс не убил бросившего его Фицджеральда, а просто отнял у него свое ружье. И если бы лучшим фильмом года вдруг стал фильм, в котором история о прощении превратилась в историю звериной мести, боюсь, это был бы слишком отчетливый сигнал того, что с моралью в нашем мире, и без того неспокойном, что-то не так.Кадр из фильма "Выживший"
Лучшим фильмом стал тоже спорный, но не такой одиозный с точки зрения морали фильм Томаса МакКарти "В центре внимания". История расследования журналистов The Boston Globe, раскрывших сексуальные скандалы в лоне католической церкви – это, конечно, тоже не сказка про Колобка, но с точки зрения отстаивания общечеловеческих ценностей этот фильм куда правильнее "Выжившего".Кадр из фильма "В центре внимания"
Итак, призы нашли своих обладателей: церемония "Оскара" завершилась, и это, повторюсь, была одна из самых предсказуемых церемоний за всю историю кинонаграды. Тем не менее можно с радостью констатировать, что на этот раз мнение киноакадемии почти стопроцентно совпало с мнением зрителей, а всегда, согласитесь, приятно ощущать себя если не умнее кинокритиков, то по крайней мере приравнять себя к самому авторитетному киножюри на свете. На этот раз так и получилось. Ну и за Ди Каприо можно, конечно, порадоваться: даже не представляю, что случилось бы с парнем, если бы он и в этот раз остался без заветной статуэтки.Читайте также