Работы Валерия Барыкина – веселые, задорные ироничные, как правило, назидательные. Только посыл в них такой, что не сразу поймешь, призывает ли художник всерьез обеспокоиться темой или это просто необходимая составляющая его картин, выполненных в жанре пин-ап. Если советам художника внемлют не все, то уж точно многие с удовольствием рассматривают ярких девушек в окружении учтивых мужчин, демонстрирующих на картинах Валерия жизнестойкость, базирующуюся на красоте и обаянии. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев позвонил Валерию Барыкину в его родной Нижний Новгород, чтобы прояснить особенности российского национального пин-апа.– Глядя на ваши работы, в первую очередь задаешься вопросом, откуда у парня американская грусть? Как получилось, что – ладно бывший советский пионер, но – современный художник увлекся столь специфическим жанром как пин-ап?– Эта грусть скорее социалистическая, но, так получается, с американским окрасом. Может, бывшему советскому пионеру в его счастливом советском детстве – а оно действительно было счастливым – все же чего-то не доставало. Ведь часто так бывает, все вроде замечательно, но чего-то не хватает, каких-то эмоциональных переживаний, впечатлений. И не могу сказать, что в мире социалистического реализма пин-апа все это время не хватало. Это смешно. Может быть, не хватало знаний, информации за символическим железным занавесом, в частности, не хватало визуальной информации. И только набрав необходимый мне багаж этих знаний и прожив какое-то время с ним, я смог сгенерировать уже что-то свое. И, кстати, то, что вышло, было сюрпризом для меня самого.
– Вашими пособиями стали работы Джила Эльвгрена, Варгаса, Сораямы, Мака Гинниса. Кто-то из специалистов в области пин-апа уже поставил вас в один ряд с ними. Вы и ваши западные коллеги черпаете вдохновение в абсолютно разных социальных, политических и культурных пространствах. Вам не хватает чего-то, что питает ваших западных коллег?– А я уже сейчас не думаю, что я мог бы добрать, но не получается по каким-то причинам. Мы живем не в эпохе пин-апа, весь этот ажиотаж основан, скорее, только на ностальгии. Мне же приятно просто вспоминать уходящие эпохи, смотреть картинки, плакаты и фильмы, как американские, так и советские, слушать музыку, собирать картинки, придумывать плакаты, выполняя какой-то свой социальный заказ. А перенимать хотелось бы технику, мастера были действительно виртуозные.
– Чем вам близки соц-арт, типичные советские образы, нарочитая плакатная подача?– Советские плакаты – это уникальный прием добраться до людей, заставить их реагировать, впечатляться, возмущаться и, наконец, что-то делать. Плакаты яркие и запоминающиеся, даже самые смешные и нелепые. Часто их нелепость, навязчивость, надоедливость и подталкивают меня к созданию своего юмористического римейка.
– Многие знакомы с вашими работами, сами того не подозревая. Скажем, с сюжетами на пивных банках. Сколько сейчас единиц в пивной серии и на какие подобные пространства попадали ваши работы?– Честно говоря, сам сбился со счета, сколько банок нарисовал, по-моему, уже есть восемнадцать банок с оригинальными картинками. Меня насмешили разделочные доски с моими иллюстрациями. Много разных предпринимателей воруют мои картинки и помещают на майки, обложки для паспорта, сумки, кружки и прочее.
– Можете ли вы поделиться технологией создания ваших работ? Ведь кроме мастерского владения компьютерных программ заточенных под коллажи, нужно обладать не дюжим чувством юмора, позволяющим вычленять пинаповские сюжеты из жизненных ситуаций?– В основном я работаю в "Фотошопе" с помощью графического планшета Wacom. Также работаю в материале – масло, холст. Первоначально мне позируют модели, затем все рисуется на компьютере или на холсте. Насчет чувства юмора могу сказать, что это понятие относительное; кому-то смешно, кому-то нет. Но спасибо за комплимент.
– Работы на "производственную" тематику и "Ограбление по…", постер группы "Браво" и "Дембельская весна" при схожести в художественном воплощении – все-таки разной направленности.– Я специально не разделяю
свои работы по разделам. Может только рабоче-строительная тематика оформилась в отдельный раздел, так как много уделяю внимания этим сюжетам. Мне самому нравятся такие темы, заказывают много, да и сама тема благодатная еще с советских времен, так и напрашивается на плакат. Также сформировался ряд работ с застольно-ресторанными сюжетами. Остальные темы приходят спонтанно, по настроению.
– Пин-ап при определенной легкости в его восприятии, тем не менее, не столь популярен. Да, есть изображения на банках, но нет определенной эстетики, как это было в США и Европе, хотя коллекционеры уже появляются.– Я знаю многих людей, коллекционирующих пивные банки с моим оформлением, они обмениваются, продают их друг другу. Также банки можно купить в интернете. Коллекционеров не так уж много, но они определенно есть. Кроме того, есть коллекционеры, которые готовы покупать пин-ап, выполненный в материале. В частности, мои работы приобретают на аукционе Vladey.
– Ваши выставки нечасты. Кризис прошелся и по пин-апу?– Выставок было много еще пару лет назад. В разных городах России я провел более десятка выставок. Сейчас поменьше – наверное, кризис сказывается. Тем не менее после встречи Нового года собираюсь в Казань и Киров.
– В этом году вы работали над оформлением плакатов к фильму "Честное пионерское-2", вышел альбом – расскажите о них.– Действительно я участвовал в создании афиши и анимированных титров к фильму для детей и юношества "Частное пионерское-2". Когда режиссер картины Александр Карпиловский предложил мне сотрудничество, показав при этом первую часть фильма, который снимали в городе Дзержинске Нижегородской области, а именно там я провел свои школьные годы, я уже не мог не согласиться. В главных героях фильма я увидел себя самого в детстве. Также это было новым опытом для меня, особенно создание афиши к фильму. Что касается
альбома "Советский пин-ап", то это как бы мое желание подвести итог определенного периода творчества. Некоторые уже спрашивают, будет ли продолжение. Думаю, что да, есть идеи на новый альбом и календарь.
– Предлагали ли вам использовать ваши работы в абсолютно неподходящих пространствах, и приходилось ли вам отказывать кому-то в их приобретении?– Отказался выставляться в стриптиз-клубе. Приходится отказывать заказчикам, потому что их бывает очень много.
– Не бывает ли у вас ощущения, что темы исчерпаны или что адаптировать некие современные реалии под нарочитое ретро пин-апа становится сложно?– Бывает и такое. Но, возможно, это от усталости или плохого настроения. Потом снова что-то появляется, новые темы. Мне кажется, любые современные реалии можно адаптировать под тот или иной стиль, лишь бы присутствовало умение и художественное чутье художника. А это нарабатывается каждодневным трудом.
– Появлению каких современных фильмов, картин, книг, мультфильмов, мы обязаны пин-апу, и в какие формы он трансформируется, есть ли у него будущее?– Я смотрю разные фильмы, не обязательно они сейчас же должны навеять мне пин-ап-тему. Думаю, все отсмотренное мною и прочитанное складывается в своеобразные пласты в моем хранилище до того момента, когда это вновь понадобится. Мне нравится смотреть старые голливудские фильмы вроде "Странной парочки" или "Квартиры" с Джеком Леммоном, "Король шутки" с Робертом де Ниро. Мне кажется, что в те времена в Голливуде понимали, что такое чувство юмора. Недавно пересматривал старое советское кино "Почти смешная история" с Глузским и Антоновой. Замечательный фильм с прекрасными актерами. Возможно, придумается новая тема. Посмотрим. Нравятся японские мультфильмы Миядзаки, Мамору Осии. Вообще, анимэ, адаптированное в российские реалии, очень интересно. Знаю, что некоторые иллюстраторы проводят с этим художественные опыты. Пока не знаю, хочу ли к ним присоединиться. А во что трансформируется пин-ап и трансформируется ли он вообще, будет видно со временем. Наверное, он уже не раз трансформировался. Например, девушки такого автора шестидесятых как Роберт Мак Гиннис совсем иные, чем у классического Эльвгрена.