Форма поиска по сайту

Продюсер Александр Роднянский: "Качество фильмов – это единственное, что важно"

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

В День российского кино в рамках проекта КАРО.Арт в киноцентре "Октябрь" состоялась лекция продюсера Александра Роднянского и режиссера Алексея Мизгирева в преддверии выхода на экран громкой премьеры сентября – фильма "Дуэлянт". После встречи со зрителями в интервью сетевому изданию m24.ru Александр Роднянский рассказал о том, почему он совмещает работу над жанровым и артхаусным кино, чем российские дебютанты отличаются от молодых зарубежных кинематографистов и что дало стране проведение Года кино.

– Александр Ефимович, в начальных титрах вашего нового фильма "Дуэлянт" стоит эмблема Года кино. Картина получила финансовую поддержку благодаря этому событию?

– Мы же празднуем Год кино – и все российские фильмы в этом году выходят с этим титром. Хорошо, когда внимание государства и всех, кто живет в стране, обращено на российский кинематограф. В нашем случае дополнительного финансирования это не принесло, но "Дуэлянт" был поддержан государством на более ранних этапах. Не случайно в титрах указан Фонд кино, без его поддержки картину было бы сделать крайне трудно.

– Год Кино уже перевалил за экватор, на ваш взгляд, есть ли положительные итоги?

– Положительным, бесспорно, является большой зрительский успех фильма "Экипаж", ставшего третьим российским фильмом в нашей истории по кассовым сборам. Очень радует участие ряда отечественных фильмов в международных фестивалях. Сейчас в конкурсе в Венеции будет картина Андрея Сергеевича Кончаловского, в Каннах у нас в конкурсе не было картин, но в важной программе "Особый взгляд" был фильм "Ученик" Кирилла Серебренникова, в Торонто – успешно стартовавшая на "Кинотавре" и выступившая в Карловых Варах картина "Зоология", там же состоится мировая премьера нашего "Дуэлянта". В прокат выйдет несколько больших и очень ожидаемых лент – "Ледокол" и "Викинг". Я думаю, с точки зрения внимания зрительской аудитории к российскому кино, наверное, показатели этого года будут выше нескольких последних лет. В силу наличия нескольких "событийных" картин, привлекающих внимание.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

– Министерство культуры в этом году начало процесс кинофикации малых и средних российских городов…

– Без помощи государства в малых городах кинотеатры не появятся. Частные инвесторы в силу сложного и очень длительного процесса возврата инвестиций в провинцию не пойдут. Только государство может принести кинотеатры в регионы. Здесь же важен результат не только в количестве собираемых российскими фильмами денег, но и социальная функция: у людей, живущих в маленьких городах, появляется возможность ходить в кино.

– Насколько государство будет участвовать в репертуарной политике этих кинотеатров?

– Государство, предоставляя деньги на строительство этих кинотеатров, выдвигает определенные требования, которые предусматривают наличие значимой части российских фильмов в их репертуаре.

– В конкурсе "Кинотавра", президентом которого вы являетесь, в этот раз из четырнадцати картин было девять дебютных лент. Это связано с тем, что в этом году на дебютные работы было выделено больше денег?

– Там было очень много работ, сделанных и без государственных средств. Наш фестиваль, в первую очередь, обращает внимание на картины с признаками авторской одаренности и свежести интонации, необычности художественных решений. Оказалось, в этом году много любопытных дебютов, и их пригласили в конкурс. Мне кажется это естественным и, скорее, радостным событием, но я не удивлюсь, если в будущем году там будет много фильмов вполне зрелых и хорошо известных режиссеров.

– То есть у вашего фестиваля нет установки на молодое кино?

– Нет и быть не может. Качество фильмов – это единственное, что важно.

– В этом году на Каннском фестивале вы были в жюри конкурса дебютов "Золотая камера". Как вам кажется, российские молодые кинематографисты и их зарубежные коллеги находятся на одной волне?

– Нет, это очень разное кино. Наши кинематографисты явно более герметичны с точки зрения обсуждаемых тем. Они стремятся в кинематограф жанровый, это очевидно. Им очень хочется коммуницировать с широкой аудиторией, делать, как правило, кино конвенциональное, знакомое. Французские, в первую очередь, и европейские, и американские молодые режиссеры – остросоциальны, свободны, радикальны в художественных высказываниях. Они лишены страха перед табуированными темами, у них вообще этих тем нет, и в этом, мне кажется, категорическое отличие.

– Прежде чем браться за какой-либо проект, вы анализируете аудиторию, на которую он будет рассчитан. На ваш взгляд, за последние несколько лет наше общество сильно изменилось по сравнению с тем, на которое вы ориентировались пять-шесть лет назад?

– Мне кажется, общество сильно меняется, и это естественно. Это происходит в силу изменения окружающей среды и влияющих на состояние этого общества факторов, среди которых и экономическая ситуация в стране, и политическая, и внешнеполитическая. В какую-то минуту определенного рода настроения либо патриотические, либо, наоборот, критические, в зависимости от обстоятельств, доминируют. Соответственно, от кино в этих обстоятельствах требуются ответы на вопросы, которые в обществе рождаются. Сегодня большая часть нашей аудитории смотрит на кинематограф как на универсального развлекателя, а не как на терапевта, партнера по диалогу или острокритического исследователя. Картины, выполняющие эти функции, у нас не были популярны и востребованы последние годы. И эта тенденция не изменяется.

– Вы как продюсер всегда идете навстречу ожиданиям?

– Я, к сожалению, очень редко иду навстречу громко высказываемым ожиданиям. Это не мой путь. Я предлагаю нечто, что кажется мне важным и интересным и, как правило, поначалу кажется чрезвычайно опасным и не вызывает у многих большого энтузиазма, но в случае успеха оказывается востребованным и событийным. Как было и с "Девятой ротой", в которую мало кто верил на ранних этапах, так было и со "Сталинградом", и, я надеюсь, будет еще неоднократно. Но бывали и обратные случаи, когда надежды не оправдывались, картины проваливались, не отвечая на потребности аудитории. Это естественный процесс, знакомый любому человеку, работающему в кино.

– Недавно вы стали членом Американской киноакадемии. Что вам предстоит делать в этом качестве?

– Смотреть кино, голосовать, обсуждать, стараться повлиять на изменения регламента так, чтобы он отражал в значительно большей степени состояние кинематографа, в первую очередь международного, чем это было до недавнего времени. Вот и все функции. А сумею ли я их реально выполнить, посмотрим…

– Будете ли вы принимать участие в выдвижении нашей картины на предстоящий "Оскар" и, может быть, уже есть претенденты?

– Это решает Российский оскаровский комитет, членом которого я тоже являюсь. Но пока не знаю, что в этом году будет представлено. Заседание по этому поводу еще не проводилось. Мне тоже очень любопытно.

– У вас есть какие-то на это счет предположения?

– Пока нет. Есть же регламент: это должны быть картины, вышедшие уже в прокат, как минимум прошедшие одну неделю в отечественном прокате.

– Это может быть и "Дуэлянт"?

– "Дуэлянт" еще не вышел в прокат.

[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/yvnIketmntM" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]

Видео: Youtube/пользователь: Официальные Трейлеры

– Но вы уже рассматривали возможность участия своего фильма в еще каких-то фестивалях, кроме Торонто?

– Нет, мы и Торонто не рассматривали. Это получилось в силу того, что картина оказалась готова, и мы ее показали отборщикам. На самом деле мы опасаемся, чтобы картину не зачислили в разряд артхауса. И любой большой фестиваль, в первую очередь заинтересованный в авторском кино, этот налет фильму бы придал. Мне бы этого не хотели. А фестиваль в Торонто известен своей всеядностью, своим интересом к большому жанровому кино. Его не случайно так любит Большой Голливуд, поэтому мы туда не побоялись отдать картину. Люди, которые регулярно ходят в наши кинотеатры, не испугаются после участия "Дуэлянта" в этом фестивале.

– А "Левиафана" испугались?

– "Левиафан" никогда не претендовал на многомиллионную аудиторию. Такого рода картины у нас никогда не собирали то количество зрителей, которое они могут собрать в онлайне или по телевидению. Это не тот тип фильма.

Кадр из фильма "Левиафан"

– Вы на днях начинаете работу над новой картиной Андрея Звягинцева. Предпочитаете совмещать работу над проектами жанровыми и артхаусными?

– Нет, я просто работаю с двумя талантливыми людьми. В одном случае мы с Мизгиревым решили сделать картину – жанровую и амбициозную, с точки зрения массовой аудитории, в другом – фильм Звягинцева, которого я не считаю художником изолированным и герметичным. Мне кажется, его картины вполне доступны любому зрителю, но просто привычка смотреть содержательное, жесткое и далеко не всегда радующее кино в больших кинотеатрах в значительной степени утрачена. Поэтому такое кино смотрят либо любители независимого кино в России – в кинотеатрах, либо все те, кто хочет его посмотреть в случае обретения фильмом событийного статуса, но уже по телевидению, в интернете и на DVD. Так живут эти картины, это их пространство обитания.

Александр Роднянский о фильме "Дуэлянт" (из лекции в киноцентре "Октябрь"):

– Это эмоциональная, увлекательная и обязательная к просмотру только на большом экране картина, в которой есть живые характеры и которая ориентирована в первую очередь на отечественную аудиторию. Да, технологическое качество фильма и участие Columbia Pictures позволит картине выйти в международный прокат, но главная аудитория – российская, ведь фильм опирается на отечественную историю, а его герой – не лоснящийся и улыбающийся победитель, а сложный переживающий человек.



Мария Михайлова