Форма поиска по сайту

Посланник с планеты детства: не стало режиссера Юрия Бутырина

Фото: lubgazeta.ru

30 марта в Москве скончался известный художник-мультипликатор Юрий Бутырин. Он был одним из последних представителей старой школы советской мультипликации – доброй, искренней, пронзительной: именно Бутырин создал работы, на которых выросло не одно поколение детей, и наверняка по его картинам будут учиться добру еще много-много лет.

Два главных мультсериала Бутырина как режиссера – это истории про Ежика и Медвежонка, основанные на сказках Сергея Козлова. Дружная парочка пела незабвенную песню про "Облака – белогривые лошадки" в первом мультике серии "Трям! Здравствуйте!", а потом их приключения продолжились в "Зимней сказке", "Осенних кораблях" и "Удивительной бочке".

Бутырину предстояло решить непростую задачу: он взялся за сказки Козлова уже после того, как появился на свет гениальный "Ежик в тумане" Норштейна. Но мастер принял необычайно точное решение: он решил отказаться от сложной художественной формы: его Ежик и Медвежонок были чрезвычайно просты, немного хулиганисты и бесконечно добры. И эта кажущаяся простота подкупала: если норштейновский Ежик – это история с глубоким подтекстом, то Ежик Бутырина – это, напротив, важнейшая социальная составляющая: друг, который будет с тобой всегда – простой, надежный и очень веселый.

С такой задачей Бутырину уже приходилось сталкиваться: он работал художником-постановщиком над дилогией о Карлсоне, и там выполнил революционную для отечественной анимации миссию. Режиссер Борис Степанцев решил создать на экране уникальный рисованный мир – и Бутырин пошел на технологическую хитрость: в "Карлсоне" впервые была применена электрография, то есть фильм был сделан не просто на нарисованных планах, а на фактически отксерокопированных. Нечеткие, созданные словно в технике пуантилизма пейзажи Стокгольма, и точно обрисованные персонажи: фирменный почерк "Карлсона" во многом заслуга Бутырина.

В начале 1980-х режиссер попал в сложную ситуацию: по заказу студии "Экран" он вышел на откровенно чужое поле. В пику "Союзмультфильму" одна из главных телестудий страны решила сделать свой вариант незабвенного "Ну, погоди!" – и Бутырин делает три телевыпуска о Волке и Зайце. Естественно, в официальную фильмографию великого мультсериала эти работы не входят: во-первых, изменился голос Волка, вместо Анатолия Папанова его озвучил Владимир Ферапонтов, а во-вторых, сам Вячеслав Котеночкин гневно набросился на студию "Экран", обвинив создателей в дурновкусии.

Бутырин спокойно продолжил снимать мультфильмы о Ежике и Медвежонке, а позднее еще раз вернулся к Волку и Зайцу, сделав для Гостелерадио несколько телевизионных роликов социальной направленности ("Лифт", "Ванна", "Пружина"), где герои призывали соотечественников бережно относиться к общественному имуществу, зря не расходовать воду и вообще вести себя максимально достойно.

Во второй половине 1980-х Бутырин работает над еще одним сериалом: он делает фильмы о Тигренке и Мартышке ("По дороге с облаками", "Подарок для слона", "Клад") на основе сказок Александра Костинского. И здесь мастер снова действует в своей фирменной манере: он концентрируется на ярких теплых образах. В этих фильмах нет отрицательных персонажей – даже вредная Дюдюка из "Клада", блестяще озвученная Зинаидой Нарышкиной, оказывается не более чем проказливой хулиганкой, а вовсе не страшным монстром или злодеем.

Та же тенденция сохранилась в одной из последних работ – мультфильме "Большой Ух" (1989). С одной стороны, мультик полностью отвечал тенденциям, которые бытовали в обществе конца 1980-х: все газеты и журналы так и пестрели заголовками про пришельцев, которые якобы каждый день посещают нашу многострадальную страну. На какие хитрости не пойдешь, чтобы отвлечь народ от очередей и развала государства! И вот Бутырин снимает мультик о незадачливом, немного нелепом инопланетянине, который попадает в земной лес и знакомится там с добрым Волчонком. Приключения двух героев – романтика и недотепы, рыжего и белого клоуна – в которых Волчонок учит Большого Уха не просто слушать, что происходит вокруг, но и слышать, когда кому-то нужна помощь или поддержка. Эта история учила маленьких зрителей главным человеческим ценностям лучше, чем любые пропагандистские киноленты.

В этом и была сила таланта – в невероятной доброте и кажущейся наивности его простых, но вместе с тем,таких ярких фильмов. Режиссер никогда не пугал маленького зрителя, напротив, он дарил ему новых друзей.

Бутырин не снискал прижизненной славы и не был обласкан жюри различных конкурсов. Он просто рисовал удивительных героев, которых, всего один раз увидев на экране, не забудешь никогда. Мультперсонажи – его единственное наследие и наше богатство, которое предстоит бережно хранить. Главный человек в мультипликации – это, конечно, не столько режиссер, сколько юный, бесконечно честный и преданный зритель. Юрий Бутырин понимал этого зрителя, как никто другой.

Павел Сурков