Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Трудовые договоры могут дополнить обязательным пунктом о курении. Об этом m24.ru рассказал главный нарколог Минздрава Евгений Брюн. Пункты в договоре "Я курю/не курю" позволят работодателям подсчитать дымящих сотрудников. По словам Брюна, около 60% проблем в трудовом коллективе возникает из-за злоупотребления алкоголем и табаком. Сейчас сторонники идеи собирают подписи в поддержку законопроекта, который потом внесут в Госдуму. В других странах некоторые предприятия доплачивают служащим, если они бросили курить или в принципе не курят, так как отсутствие частых перерывов увеличивает производительность труда. Брюн также планирует договориться с работодателями и профсоюзами о том, чтобы они разрешили Московскому научно-практическому центру наркологии проводить профилактические программы против курения в трудовых коллективах.
"60% проблем, которые возникают в трудовых коллективах, связаны с употреблением алкоголя, табака, наркотиков. Мы считаем, что в любые трудовые договоры любой организации, нужно внести обязательный пункт о курении", – пояснил Брюн.
По его словам, международные организации по труду и здравоохранению рекомендуют работодателям помогать служащим и их семьям в плане охраны здоровья. "Если я бросил курить, то мне доплачивают, если я в семь утра пришел в корпоративный спортзал - мне доплачивают. У рабочего не должно быть проблем со здоровьем, и производительность труда должна быть достаточно высока", – отметил нарколог.
Брюн добавил, что сейчас собираются подписи к поправкам в Трудовой кодекс, которые вводят пункт о курении в трудовой договор. Затем поправки внесут в Госдуму. "Мы сейчас пытаемся собрать подписи, чтобы выступить с законодательной инициативой", – заключил Брюн.
Ведущий юрисконсульт ЗАО "Юридическое сопровождение бизнеса" Анна Солоненко пояснила, что, согласно ТК, поощрительные выплаты должны быть прописаны в коллективном договоре, соглашении, в локальных нормативных актах. "Для поощрения есть множество причин. Бонусы получают работники, не курящие или не опаздывающие, вежливее других ведущие себя с клиентами, или проявившие себя на корпоративном спортивном мероприятии", – отметила она.
По словам Солоненко, работодатель может поощрять сотрудников в том числе и за то, что они не курят, но он не может требовать от них бросить. Если работодатель пригрозит уволить работника или оштрафовать за курение, это нарушит гражданские и трудовые права. "В договор могут быть включены условия, не ухудшающие положение работника, по сравнению с законодательно закрепленными. Однако нельзя дискриминировать работника в сфере труда, то есть ограничением прав и свобод в зависимости от пола, расы, цвета кожи, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника", – добавила Солоненко. Таким образом, если пункт о курении в трудовом договоре не приведет к дискриминации работников, только если речь пойдет о поощрении некурящих, но не о санкциях для любителей подымить.
При этом, согласно "антитабачному закону" работодатель обязан обеспечивать права работников на благоприятную среду без табачного дыма. "Статья 12 закона содержит перечень мест, где курить нельзя, включая рабочие места", – заключила собеседник m24.ru.
Заместитель председателя Федерации профсоюзов России Олег Бабич уверен, что работодатели не оценят нововведения. "Я человек, сам выступающий против курения, но в данном случае изменения вряд ли одобрят работодатели и профсоюзы", – подчеркнул он.
По словам эксперта, не надо смешивать вопросы курения и оформления трудовых отношений. "Сейчас есть какие-то более эффективные методы борьбы с курением. Например, можно убрать сигареты в специализированные магазины, это, возможно, правильно. Тоже во многих странах реализовано", – пояснил Бабич.
Ранее Евгений Брюн предлагал внести в трудовой договор пункты о злоупотреблении
алкоголем и наркотиками. Гражданам, имеющим зависимость, придется выбирать между лечением и увольнением с работы. Инициатива позволит также гарантировать сохранение за ними рабочего места при условии прохождения реабилитации. С этой идеей Московский научно-практический центр наркологии обратился в московскую федерацию профсоюзов, но она пока не ответила.
Анатолий Федотов, Ольга Афанасьева