В социальной сети "Одноклассники" продолжается публикация глав из новой книги Эдуарда Успенского "Простоквашино. Битва за почту", в которой рассказывается о приключениях кота Матроскина и дяди Федора. Сегодня, в День знаний, сетевое издание m24.ru публикует интервью с писателем, который рассказывает, чему нужно научить современных детей, отчего школьники перестали читать и зачем юным читателям проблемы взрослых.Фото: ТАСС/Юрий Белинский
– Современные дети очень мало читают. Их крайне сложно заинтересовать даже приключениями Гарри Поттера. С этим нужно как-то бороться?– На мой взгляд, это проблема не детей, а их родителей. Дети, поймите меня правильно, в каком-то смысле бестолковые создания, они не понимают, чего лишают себя, когда не читают.
Когда ребенок читает книги, он учится в голове выстраивать модель мира. Он читает о чем-то и тут же представляет себе эту картину. Это называется воображением. С помощью чтения ребенок развивает фантазию – один из инструментов, который необходим любому творческому человеку: инженеру, врачу, художнику и так далее. Когда дети этот инструмент не оттачивают с помощью книг, они отстают от тех, кто читает и таким образом становится более интеллектуально вооруженным. Поэтому нужно буквально заставлять детей читать. Садиться вместе с ними и читать.
Много лет назад, когда дети и родители по-настоящему дружили, посадить ребенка за книгу, объяснить ему, зачем нужно читать, было гораздо проще. Сегодня они очень разобщены. И главный разделитель – это компьютер. Поэтому детей так сложно приобщить к совместному чтению. Но обязательно нужно что-то делать, работать в этом направлении.
– А для нынешних детей нужна какая-то особая форма подачи информации, чтобы их заинтересовало содержание?– Можно детям сразу чипы вживлять в голову уже с готовой информацией (
Смеется). У меня есть книга под названием "Пластмассовый дедушка". В ней рассказывается, как в инопланетной школе дети глотают таблетки, с помощью которых моментально осваивают учебную программу: съел одну такую пилюлю – знаешь математику, съел другую – знаешь физику и так далее. Кажется, к этому все идет…
Кадр из мультфильма "Трое из Простоквашино"
Человек, который читает книги, например, произведения Тургенева, представляет себе быт, усадьбы тех времен, взаимоотношения между людьми, понимает, что отношения могут быть разными. Такой человек гораздо больше готов к восприятию многополярного мира. Поэтому все решается просто: когда родители, которые хотят своих детей сделать более подготовленными к новой жизни, должны садиться и читать с ними вместе. А если те отказываются – лупить их (
Смеется). Или, наоборот, прятать книги в сейф, чтобы таким образом заинтересовать их.
– Считается, что детская литература – первое пособие для ребенка о том, как быть человеком. Это по-прежнему актуально или значение книги нивелировалось?– У ребенка два родителя – папа с мамой и книги. Двое родителей и дедушка Корней Чуковский – вот главные воспитатели малолетних. А дальше, лет с одиннадцати, детей становится сложно воспитывать и тем более перевоспитывать. Поэтому приучать читать надо с малолетства. Причем заново полюбить читать детскую литературу должны папа и мама в первую очередь.
– На ваш взгляд, чему нужно учить современных детей?– Абсолютно всему. Начиная с того, как водить машину, и заканчивая тем, как варить кашу.
– В детских книгах нужно говорить о каких-то социальных проблемах или все же следует делать акцент на общечеловеческих ценностях?– Например, в книгах о Гарри Поттере отражены все социальные проблемы нашего общества. И дети прекрасно чувствуют и понимают, кто такие плохие чиновники, люди, которые думают в первую очередь о себе, а уже потом о других. Это все есть даже в книге "Приключения Буратино" – понятия социального расслоения, несправедливости и обмана. Поэтому детям можно и нужно говорить обо всем, но в доступной для них форме.
Кадр из мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена"
– Как вы считаете, нужно ли активно прививать детям толерантность, как это происходит на Западе?– Все зависит от того, что понимается под словом толерантность. Есть гадкие, постыдные проявления человеческой природы, уже заложенные в геноме. Но они могут благополучно спать, никак не проявляясь. А если специально подхлестывать эти гадости, они разовьются со страшной силой. Поэтому нужно стараться как можно дольше держать детей от психиатрических отклонений.
– Часто взрослые в детских книгах ищут всякую крамолу, обвиняя Волка из "Ну, погоди!" в пропаганде курения, а Карлсона упрекая в том, что он не заботится о семейных ценностях…– Все большевики были такими взрослыми. Они только и делали, что искали кругом крамолу. И в моих книгах находили столько всего, что страшно представить. Нужно было следить буквально за каждым предложением. Например, в сказке нельзя было использовать слово "кухня", поскольку оно немецкого происхождения. Также под запретом было слово "табуретка" – надо было говорить "лавка" или "скамейка". Так что идиотов хватает на все времена.
– И к чему это может привести?– Может произойти вообще всё, что угодно.
Кадр из мультфильма "Пластилиновая ворона"
– Детей нужно защищать от вредной информации?– По моему мнению, ни от чего не нужно огораживать детей. Просто нужно пытаться объяснять им те или иные непонятные вещи.
– Детский писатель должен говорить с ребенком на его языке, использовать современные словечки, сленг?– Нужно понимать и различать детский язык и просто использование современных слов. Например, так называемым детским языком владела писательница Эмма Мошковская, которая сама писала стихи для детей. Также есть авторы, которые владеют детским языком, но при этом детей не любят. А современным языком можно пользоваться там, где это уместно, и специально огораживать от него литературу не нужно. Меня вот коробит слово "фоткать", хотя я понимаю, что от него никуда не деться, ибо все вокруг так говорят. Сражаться с этим я уже устал, поэтому пускай "фоткают".