Фото: m24.ru
Поэт и писатель Андрей Орловский прогулялся по салонам интеллектуальной литературы, пообщался с их владельцами, а также выяснил – знают ли москвичи, где поблизости купить хорошую книгу.Место – центр Москвы, Малый Гнездиковский переулок; время – четверг, второе июля, половина шестого. Я стою возле арки, ведущей во внутренний двор, и останавливаю прохожих: "Вы не знаете, где находится ближайший книжный магазин?" Через полчаса появляются первые результаты экзит-полла. Половина опрашиваемых не знает ни одного книжного в этом районе, девять человек предлагают мне пройтись до Тверской и зайти в Торговый дом "Москва", еще несколько вспоминают про "Библио-Глобус" на Лубянке. И только один из опрашиваемых, молодой человек в роговых очках, указывает внутрь арки – туда, где находится вход в "Фаланстер", один из самых авторитетных независимых книжных магазинов столицы.
Несколькими минутами позже один из основателей "Фаланстера" скажет мне, что книжные магазины – важнейшая из городских деталей, что именно благодаря им отдельные здания сплетаются в единую урбанистическую ткань. В то же время, по данным профильного журнала "Книжная индустрия", последний год обернулся для книжного бизнеса очередным кризисом – произошел один из самых сильных за последние шесть лет спад совокупного тиража выпущенных изданий. Падение уровня издательской активности, существование в равных бизнес-условиях с коммерческими компаниями – все это касается любых книжных магазинов, но особенно сильно отражается на независимых. Кто эти люди, плетущие ткань города, что заставляет их заниматься книжным бизнесом (и бизнес ли это для них?), с чего они начинали и чем руководствуются в своей работе – представляем вашему вниманию шесть историй действующих салонов интеллектуальной литературы Москвы.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Фаланстер
Многие молодые писатели считают за честь появление своих книг в "Фаланстере". За тринадцать лет этот культовый книжный магазин стал объектом внимания многих крупных СМИ, обзавелся собственным манифестом, был сожжен и переехал, став в итоге одним из флагманов независимой книготорговли – причем не только в Москве и России, но и Европе.
Само слово "Фаланстер" было взято из работ французского утописта Шарля Фурье и обозначает общественную ячейку, целью каждого члена которой является взаимная выгода. Исходя из этого, формально "Фаланстер" является открытым дииерархизированным сообществом, но фактическим директором магазина является российский издатель и публицист Борис Куприянов. В магазине представлен широкий ассортимент самой разнообразной литературы: классика и non-fiction, философия и поэзия, религия и история. Кроме того в "Фаланстере" часто проводятся профильные семинары и встречи с известными современными писателями, политиками и музыкантами.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Додо
"Делать городскую магию – профессия, в которой не предусмотрен отпуск" – один из основателей "Додо" Шаши Мартынова очень много работает. Но цель оправдывает средства: "Додо" уже трижды получал официальный статус лучшего маленького книжного магазина города (в номинациях за разные заслуги). На протяжении шести лет команда "Додо. Мэджик Букрум"занимается саморазвитием – издают книги, делают литературные игры, ведут книжный клуб и литературное буквенное радио. За это время ими было открыто шесть книжных магазинов, проведено множество лекций, семинаров, мастер-классов, концертов, выставок и презентаций, организовано несколько десятков масштабных литературных игр. И самое главное – за это время магазин успел найти тысячи надежных друзей и преданных читателей.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Циолковский
Все книжные магазины, представленные в списке (кроме, разве что, "Додо") успешно спрятаны во внутренних дворах и подвалах; поиск входа в некоторые из них может оказаться весьма время емким. По этому критерию незаметности, "Циолковский" является, если не лидером, то, как минимум претендует на одно из победных мест. Ищущий да обрящет: необходимо только найти восьмой дом на Пятницком переулке, свернуть в арку, зайти в подъезд и подняться на верхний этаж – до самой мансарды. "Циолковский" был создан в марте 2011 года по инициативе Фонда развития Политехнического музея коллективом "Фаланстера" (директором является Максим Сурков). Политех дал магазину не только место жительства на несколько лет, но и название: "Циолковский", как мечта о преодолении притяжения с помощью просвещения и научных знаний, мечта о власти знания в обществе будущего. Главная особенность "Циолковского" заключается в наличии больших отделов – букинистического и антикварного – составляющих почти четверть от общего количества наименований.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Ходасевич
В ходе рейда по книжным я заметил, что их характеры (а у книжных магазинов есть характеры) очень точно отражают характеры владельцев – так собаки похожи на своих хозяев.
"Ходасевич" – книжный магазин для всех: не совковый, доступный, не снобский, приветливый. Применив "собачье свойство", легко получить и портрет его хозяина. Про Стаса Гайворонского шутят коллеги: даже, если ты пришел к нему без денег – он все равно без книги тебя не отпустит. "Ходасевич" – наверное, самый маленький книжный магазин, который можно найти в Москве; посетители иногда называют его "полкой". Но, с другой стороны, эти две с половиной комнаты в подвале на Петровке не пустуют, здесь всегда кто-то есть, и если появление двух-трех гостей создает эффект дорожной пробки, то компания из десяти человек полностью парализует внутреннее движение. Поэтому на ступеньках, ведущих в подвал, иногда возникает стихийная очередь, стоя в которой посетитель может занять себя книгой из "бесплатной коробки".
Гиперион
Первый "Бу!фест", проведенный Игорем Белым в 2008 году, был попыткой разыскать и объединить в общее культурное пространство разные независимые издательства. Идея оказалась удачной, нашла свою аудиторию – уже после двух лет работы фестивалю понадобилась постоянная база, и было принято решение открыть новый книжный магазин. Сначала "Гиперион" работал в рамках арт-этажа "Шоколадная Фабрика", в 2013 переехал в Хохловский переулок, где находится и сейчас. В этом доме, пропитанном историей (здесь жили князья Голицыны, композитор Чайковский, находился государственный архив), окончательно оформилась концепция "книжного клуба-магазина", и в "Гиперионе" начали проводиться мероприятия. Визитная карточка "Гипериона" – гиперионский кирпич, показывающий погоду – породил множество пародий в разных городах СНГ и даже дал название виду строительных материалов.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Читалка
"Читалка" – это и книжный магазин, и буфет, и многопрофильный гуманитарный лекторий, включающий в себя экскурсионно-тематические прогулки. Букинистика здесь представлена наряду с современными изданиями: на одной полке можно найти и новинку, и старую советскую книжку на эту же тему; владелец Наталья Тарнавская говорит, что это один из приемов, делающих ее магазин для читателей чем-то большим, чем обыкновенный магазин с новыми книгами. Основной гордостью "Читалки" можно считать лекторий, который за пять лет превратился из компактного клуба "для своих" в популярную массовую историю.
В конце хотелось бы вернуться к разговору с Борисом Куприяновым, начатому второго июля в арке на Малом Гнездиковском переулке – о книжных магазинах, как связывающих узлах городской ткани. По самой грубой статистике в Москве на 15 миллионов жителей приходится около 226 книжных магазинов, в Париже на 2,5 миллиона – их 700. Эти цифры переводят наш диалог в другую плоскость: от теории – к практике, от красивого образа – к вполне конкретной социальной проблеме, и здесь начинается уже совершенно некнижный разговор.
Андрей Орловский