Детский писатель Григорий Остер рассказал о работе над новой книгой "Квартироведение". А еще объяснил, что детей раздражает во взрослых и почему так важно беречь ребенка внутри себя.
- Григорий Бенционович, когда вышла ваша первая детская книга?
- В 1975 году. Тогда же появился мультфильм "38 попугаев".
- Сейчас вы заняты сбором информации для новой книги "Квартироведение"?
- Да. Впервые пишу книгу в соавторстве с детьми. Очень интересный проект. Я решил с помощью детей провести исследование семей и квартир, в которых они живут. Хочу создать книгу о том, как устроены современные дети.
- Каким образом проводилось исследование?
- Договорился с одним мебельным магазином, в котором мне помогли, создав сайт "Квартироведение". Мы провели на нем не очень научное, но увлекательное исследование. Проводили его не только на сайте, но и в самих магазинах тоже. Приставали к детям, просили их рассказать, как устроена их семейная жизнь. Уже несколько тысяч детей приняли участие в этом проекте.
- Это не только московские дети?
- Со всей страны.
- А где можно будет найти книгу?
- Продаваться она не будет. Ее можно прочитать на сайте "Квартироведение". И еще книгу получат в подарок те, кто принял участие в исследовании.
- Вам нравится придумывать новые формы для творчества?
- Стараюсь искать разнообразные формы работы с детьми.
- То многообразие окружающего мира, которое есть у детей нынешнего поколения, их удивляет так же, как советских детей?
- Вы совершаете ошибку, думая, что сейчас появилось что-то новое. Это не так. Ничего не меняется. И дети не меняются.
- Давайте вернемся к вашей работе над книгой. Что интересного рассказали вам дети?
- Я хотел прочесть кусочки писем, которые присылали. Вот о совместных занятиях: "Все мы любим спать, причем лучше всего мы помещаемся поперек кровати. У папы ноги висят, но нам весело". О коллекционировании: "Коты хранятся по всему дому, где хотят". Еще про коллекцию: "Мама собирает всю грязную одежду. А папа собирает деньги, а потом отдает маме, чтобы она покупала вещи, которые потом будут грязными и которые ей придется собирать". Я спрашивал, какие животные есть в их домах. Пишут: "Травоядные. Пес Бублик, Чеша – кот и бешенный Глеб, то есть я, потому что я люблю щавель"; то есть они себя не отделяют от животных, которые живут в доме.
- Помимо детских историй, что еще будет включать в себя ваша книга?
- Там будут стихи.
- О чем они?
- О ситуациях, которые страшно беспокоят детей. Много чего в поведении взрослых детям не нравится. И я попытался сформулировать, что им не нравится больше всего:
У взрослых все время рабочие дни.
С утра на работу выходят они.
Однажды рассердятся дети на взрослые выходки эти.
И к взрослым они на работу придут.
И взрослых с работы домой уведут.
- Помните квартиру, в которой вы выросли?
- Я вырос в дедушкиной и бабушкиной квартире в Ялте. У меня там была печка, которую топили дровами. Очень хорошо помню свое ранее детство, потому что когда мне было 20 лет и я служил матросом на Северном флоте, то, коротая время, вспоминал свое детство. Делал это, не собираясь писать книг. В кошмарном сне не могло привидеться, что я стану детским писателем.
Так вот, я сначала вспоминал какое-то место: во дворе или в квартире. И потом последовательно пытался вспомнить, что происходило в этом месте. Удивительно, но мне удалось восстановить огромное количество событий, которые, я думал, навсегда забыл. Может быть, эти воспоминания подтолкнули меня к тому, что я стал детским писателем.
- Как вы считаете, где пролегает грань между ребенком внутри, который проявляется в творчестве, незамутненности сознания, и инфантильностью – безответственностью, разгильдяйством?
- Инфантильность – это, конечно, свойство ребенка. Но лишь одно из. И вовсе не самое главное. Если кто-то боится, что, следуя моему совету сохранять в себе ребенка в течение всей жизни, он станет инфантильным, то я отвечу – нет, этого не будет. Наоборот, это даст возможность смотреть на мир не с тривиальной стороны, даст толчок к творчеству.