23 апреля мир отмечает 450-летие со дня рождения величайшего писателя и драматурга Уильяма Шекспира. Не сомневаясь в гениальности его произведений, историки продолжают сомневаться в самом авторе. Существовал ли Шекспир? Был ли им тот самый уроженец Стратфорда и пайщик театра "Глобус", которому принято приписывать авторство пьес? Мы собрали 5 писателей (включая самого Шекспира), за которых, как считают ученые, на самом деле мог трудиться кто-то другой.
Уильям ШекспирО том, является ли сегодняшний именинник автором "Ромео и Джульетты", "Отелло", "Гамлета" и прочих всемирно известных произведений, спорят до сих пор. У ученых имеются разные версии: то ли настоящего Шекспира вообще не существовало, и за этим именем скрывалась целая группа писателей, то ли под псевдонимом Уильяма творил другой автор – Фрэнсис Бэкон или Кристофер Марло, к примеру. Всего в настоящее время насчитывается около 80 кандидатур на "звание" автора шекспировских произведений.
Уильям Шекспир
Человек по имени Уильям Шекспир действительно существовал. Он родился в Стратфорде в апреле 1564 года, был женат и являлся пайщиком театра "Глобус". Впрочем, имя этого англичанина всегда по-разному писалось на титульных листах изданий (иногда даже через дефис), а в своем завещании он не сказал ни слова об оставшихся неопубликованными пьесах.
Сомнения в авторстве работ Шекспира начали появляться примерно через два века после его смерти. Исследователям вдруг показалось подозрительным, что человек, об образовании которого не сохранилось никаких сведений, обладал колоссальным словарным запасов (около 25 тысяч слов) и чуть ли не академическими знаниями истории и литературы. Кроме того, до наших дней не дошло ни рукописей Шекспира, ни каких-либо описаний его внешности.
Несмотря на то, что некоторые прямые или косвенные свидетельства современников о том, что Шекспир из Стратфорда был писателем, есть, большинство сохранившихся документов гласит иное. Уильям построил отличную карьеру бизнесмена и инвестора недвижимости, да и с театром был связан прежде всего как делец, а не как человек творческий. В связи с этим появились даже теории заговора: некоторые ученые полагают, будто настоящий Шекспир намеренно "покрывался" обладателем имени, которое он использовал в качестве псевдонима.
Хотя "бои" между сторонниками и противниками теорий, оспаривающих авторство Шекспира, не утихают до сих пор, традиционно считается, что Уильям все же сам написал пьесы, опубликованные под его именем. Большая часть доводов "антистратфорлианцев" основана на отсутствии тех или иных документов и свидетельств, описывающих жизнь Шекспира, но стоит принимать во внимание, что до нас не дошло почти никакой информации и о других английских драматургах эпохи Елизаветы I. Так что в каком-то плане Уильям из Стратфорда вовсе не был исключением.
ГомерОбложка книги Гомера
Сомнения в том, что "Илиада" и "Одиссея" являются творениями древнегреческого писателя Гомера, появились еще в конце XVIII века – когда немецкий филолог Фридрих Вольф "взбудоражил" общественность книгой "Введение к Гомеру". Ученый утверждал, что обе поэмы – вовсе не целостные произведения, а собрания отдельных песен, которые не могут принадлежать перу одного и того же автора.
Подхватив идею Вольфа, некоторые исследователи даже начали утверждать, что Гомера вообще никогда не существовало, а песни, вошедшие в поэмы, были коллективными работами – это были плоды народного творчества, которые много лет передавались из поколения в поколение, а затем были наконец записаны. Аргументировались подобные теории тем, что в текстах "Илиады" и "Одиссеи" слишком много внутренних противоречий.
Жаркие споры вокруг так называемого "гомеровского вопроса" не утихают до сих пор. Противники Вольфа и его последователей стараются находить все новые обоснования того, что именно Гомер написал "Илиаду" и "Одиссею". Так, ученые приводят доводы о том, что обе поэмы творчески едины.
Общепризнанным сегодня считается мнение о том, что материалом для создания гомеровских поэм действительно послужило народное творчество. Основа, впрочем, была "сырой" и разрозненной – привести ее к продуманному композиционному единству, которое в итоге увидели читатели, мог только автор.
Жан-Батист Поклен (Мольер)На авторство Мольера, написавшего "Тартюфа", "Мнимого больного", "Лекаря поневоле" и другие блестящие комедии, тоже неоднократно посягали. Впервые статья, "уличавшая" Жана-Батиста Поклена в лже-литераторстве, вышла в 1919 году.
Мольер
В своем материале "Мольер – творение Корнеля" французский поэт и писатель Пьер Луи сравнил пьесу Жана-Батиста с сочинением его современника Пьера Корнеля, сделав в итоге вывод о том, что обе созданы последним. Так называемое "Дело Мольера-Корнеля" получило широкое распространение, и позже были выпущены другие статьи на эту тему. А один ученый из Гренобля около десяти лет назад пошел дальше пространных рассуждений: создал компьютерную программу, с помощью которой "доказал", что за Жана-Батиста Мольера писал никто иной, как Пьер Корнель.
У противников подобных теорий, впрочем, есть достаточно веские аргументы в пользу Жана-Батиста: во-первых, Корнель и сам был достаточно известным поэтом и драматургом, а во-вторых, он написал в соавторстве с Мольером трагедию-балет "Психея".
Александр Дюма-отецСтарший Александр Дюма считается одним из первых полноценных эксплуататоров литературных негров – причем, в отличие от ранее перечисленных нами коллег по цеху, наличие у этого писателя постоянных соавторов практически не вызывает сомнений. Так, доподлинно известно, что в написании "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Королевы Марго" и других романов Дюма принимал участие литератор по имени Огюст Маке.
Александр Дюма-отец
Началось сотрудничество авторов с того, что Александр Дюма-отцу предложили переработать пьесу малоизвестного писателя. Она сразу же была принята к постановке в театре Ренессанс, и восторженный Маке попросил Дюма переработать еще одно свое произведение. Получившаяся книга была опубликована, но в авторах числился уже только Дюма: газетчики заявили, что фамилия Маке только отпугнет читателей. Огюст получил хорошие отступные.
В итоге Дюма и Маке стали сотрудничать более чем тесно: их переписка свидетельствует о том, что молодой литератор внес огромный вклад в создание "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Королевы Марго" и других романов.
Огюст Маке
Еще при жизни автора-романиста начали обвинять в том, что он эксплуатирует литературных негров. Один из особо активных противников Дюма даже написал в 1845 году статью "Фабрика романов: "Торговый дом Александр Дюма и Ко", за которую писатель начал с ним судиться (и выиграл дело).
К 1858 году, впрочем, отношения между Дюма и Маке испортились, и тут уже Огюст решил подать на Александра в суд. Он требовал признать свое соавторство при создании 18 романов, однако требований Маке никто так и не удовлетворил.
Михаил ШолоховНекоторые исследователи уверены, что великий роман "Тихий Дон" мог быть написан не Михаилом Шолоховым. Сомнению подвергается авторство и других произведений писателя.
Слухи о плагиате поползли еще в 1928 году – когда были опубликованы первые два тома "Тихого Дона". Выдвигались предположения о том, что Шолохов якобы присвоил себе рукопись, найденную в полевой сумке неизвестного белого офицера, которого расстреляли большевики. Существовали даже безумные домыслы о том, что в редакцию журнала "Октябрь", на страницах которого выходил роман, звонила какая-то старушка, требовавшая восстановить авторство ее погибшего сына.
Михаил Шолохов. Фото: ИТАР-ТАСС
Потом появились и другие версии "настоящей" истории романа: сначала говорили, что его написал критик Сергей Голоушев, друг Леонида Андреева, потом – что истинным автором был казачий писатель Федор Крюков, с которым на стороне белых якобы воевал тесть Шолохова. Предполагалось даже, что чужие рукописи Шолохов и редактировал не сам, а вместе с писателем Александром Серафимовичем и другими литературными деятелями. Выдвигались предположения о том, что прочие произведения Шолохова тоже "украдены". Уже в 1990-х авторство "Тихого Дона" приписывали Николаю Гумилеву.
В 1999 году были найдены тексты первых двух книг "Тихого Дона", написанные рукой Михаила Шолохова. Но и тогда противники автора не прекратили споры вокруг произведения: многие исследователи до сих пор утверждают, что молодой автор не мог быть обладать такими знаниями о казачьем быте, которые он демонстрирует в своем романе.
Анна Теплицкая