Фото: YAY/TASS
За последние несколько лет по статистике, приведенной
ВЦИОМ у россиян отмечается снижение потребности в чтении: если в 2009 году о том, что "практически не читают", сказали 27% опрошенных, то сегодня, учитывая наличие бесплатного wi-fi в метро, это уже почте 40%. При этом, каждый из нас с утра до вечера находится в текстовом потоке, поглощая террабайты информации ежедневно. Как изменилось наше чтение художественной литературы из-за потока твитов и коротких заголовков? Можем ли мы сосредоточиться на объемных текстах и прочесть их от начала до конца?
Заголовки
В мире, где словами "новинка" и "эксклюзивный" уже никого не удивишь, а заголовок, начинающийся со слова "бесплатно", показывает градус дурного тона, в условиях жесткой информационной конкуренции и борьбы за читателя, как писатели, так и журналисты вынуждены находить более изощренные методы привлечения внимания. Агрессивные заголовки, графическое оформление, количество слов и даже знаки препинания могут повлиять на выбор читателя. Считается, что если вы напишете в заголовке слова "секс", "эротика" или "геи", то это привлечет несоизмеримо больше глаз к вашему тексту, и многие СМИ этим пользуются, а некоторые даже специализируются.
В среднем человек просматривает 3-4 информационных ресурса в день, подбирая их согласно своим интересам, политическим взглядам и количеству свободного времени, которое он готов потратить на спам и смешные картинки. При этом в 80% случаев он даже не заходит на новостные сайты, а следит за событиями прямо в соцсетях, то есть поглощает информацию в максимально сжатой форме. Необратимость этого процесса вынуждает информационные ресурсы прибегать к агрессивному маркетингу.
Что же касается литературы, то здесь заголовки имеют меньше власти: учитывая, что в России далеко не каждый читал "Войну и мир" или "Преступление и наказание", в метро рекламируют книги никому неизвестных писателей, а "Щегла" читают просвещенные интеллектуалы, то говорить о литературных заголовках здесь действительно сложно. В нон-фикшн проще: за последние несколько лет у графических дизайнеров выработалось несколько стандартных приемов привлечения читателей: адепты научно-популярной литературы выберут минималистичный дизайн с сочетанием графичного заголовка на однотонном фоне.
Учитывая тот факт, что мы читаем не книги, а соцсети, читателя привлекают не заголовки, а информационный шум вокруг произведения. Так, например, проект "Война и мир. Читаем роман", который проходил в декабре 2015 года, когда в течение 60 часов в эфире государственных телеканалов и радиостанций велась прямая трансляция чтения романа Льва Толстого, определенно повысил рейтинги произведения среди онлайн-ридеров. Но все же книги – это не новостные ресурсы, где новость прочитывается за несколько минут, а инфоповод к вечеру становится неактуальным, поэтому в современном мире, к сожалению, те, кто читают заголовки – читают новости, а те, кому интересны книги – на заголовки не обращают большого внимания.
Executive Severance и The Right Sort как феномен Twitterature
Фото: m24.ru/Александр Авилов
В 2012 году американский профессор теории медиа из Фордемского университета в США Роберт Блекман получил Media Ecology Association награду имени Мэри Шелли за выдающееся художественное произведение. Этим произведением стала детективная повесть Executive Severance, составленная из твитов, то есть из 800 отдельных фрагментов, объем каждого из которых не превышал 140 знаков. Публикация детективного рассказа заняла у автора произведения более 15 месяцев. Главным героем детектива был полицейский, ведущий микроблог в Твиттере, где он описывал ход расследования и рассказывал о своих предположениях относительно личности убийцы и мотивов преступления.
Еще одно произведение в жанре Twitterature опубликовал в 2014 году английский писатель Дэвид Митчелл, автор романа "Облачный атлас". Рассказ The Right Sort выходил в течение семи дней фрагментами по 20 твитов в каждом, которые Митчелл публиковал утром и вечером. До этого момента Митчелл никогда не пользовался социальными медиа. "Я люблю уединение и не хочу всем открывать прихожую моего сознания, не хочу множить это море бессмысленной и никчемной информации, оно и так достаточно огромно и глубоко", – говорил писатель. Рассказ The Right Sort о последствиях приема валиума, описанных в коротких твитах, был написан как рекламная кампания для подогрева читательского интереса к выходу нового романа Митчелла The Bone Clocks, который появился на полках магазинов в традиционном бумажном формате в сентябре того же года.
В обоих случаях формат, выбранный писателями, оказывается феноменом определенного момента истории. С одной стороны, это, разумеется, своего рода девальвация литературы и пафоса, которым окружены книги традиционного формата. С другой – писатели получают возможность общаться с читателями напрямую и удерживать интерес читателей и поклонников, предлагая им ежедневно крошечные фрагменты в 140 символов. Тут-то и раскрывается настоящий талант: не каждый сможет заинтриговать и привлечь внимание одним предложением.
Но, похоже, этот формат прижился: газета The Guardian привлекает 21 писателя, каждый из которых должен написать новеллу длиной в твит, мировые литературные фестивали включают формат Twitterature в программы, а сам уже живет своей жизнью, вырабатывая свои правила и нормы.
С точки зрения читателя, у литературы появляется реальный шанс набрать популярность в мире современных медиа и новых социальных форматов. Мы, привыкшие поглощать информацию в форме жестких коротких сообщениях, уже, кажется, не способны читать тексты длиннее интернет-заголовков, а длинные посты в социальных сетях прочитываем хорошо если до второго абзаца. Но есть ли реальные позитивные перспективы у этого пути, сказать сложно. Чем быстрее темп жизни – тем меньше времени на чтение, чем больше информации – тем меньше времени на ее осознание, чем доступнее информация – тем меньше мы хотим знать ее прямо сейчас. Мы всегда думает, что у нас еще будет шанс прочесть долгую и подробную историю событий.
Приложения
Приложение "Живые страницы"
Приложение "Живые страницы" было выпущено компанией Samsung в рамках программы "Год литературы в России" в тесном сотрудничестве с экспертами группы Tolstoy Digital и школы лингвистики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". И первым доступным текстом в приложении стала "Война и мир" Льва Николаевича Толстого.
Приложение открыло для читателей огромные возможности интерактива и навигации по тексту произведения. Та колоссальная работа, которую проделал сначала автор произведения, чтобы составить подробнейшие описания военных и исторических событий с огромным количеством деталей, а затем и исследователи, которые сопоставляли хроники с текстом романа и вычленяли оттуда "истину" и "авторский вымысел", сжаты до необходимости сделать два-три клика.
По словам авторов проекта, такой выбор был связан с невероятной масштабностью произведения, протяженностью событий романа во времени и огромному количеству героев, чьи судьбы многократно пересекаются на протяжении всего текста. Отработав технологии на сложном, программисты и исследователи планируют "оживить" страницы и других произведений русской литературы: на сайте проекта уже запущено голосование на выбор следующего романа или пьесы. Среди кандидатов – "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Мертвые души" Н.В. Гоголя и "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака.
Разработчики приложения опирались на мировой опыт и лучшие примеры современных гуманитарных медиа-исследований, такие как проект Стенфорда Republic of letters с опубликованными письмами Джона Локка и Вольтера, The Newton Project, где проведено масштабное исследование языка, или нереализованный проект "Бесконечный Улисс", концепция которого предполагала интерактивное комментирование текста романа специалистами и читателями.
Единственная беда этого чудесного электронного формата лишь в том, что, согласно множеству исследований нейробиолгов и психолингвистов во всем мире, мозг, находящийся в ситуации постоянного сопротивления информационной лавине, не стремится запомнить легко добытую информацию. То есть, шансы, что пользователь запомнит хоть что-нибудь, очень малы. И создатели приложения это, конечно, осознают. Просто иначе скоро мы все будем жить в том мире, где о существовании исключенного из школьной программы произведения "Война и мир" будет помнить только старшее поколение.