7 июля закрылся "Пурпурный Легион", один из старейших московских музыкальных магазинов, долгие годы являвшийся культовым местом для столичных любителей музыки. Почему это случилось? Эпоха физических носителей, дисков и винила закончилась? Или просто менеджмент магазина допустил непростительные ошибки? О печальной судьбе легендарного магазина рассуждает экономический обозреватель телеканала "Москва 24" Константин Цыганков.
"Мир уже никогда не будет прежним…" Впервые я сказал себе эту фразу, когда на Никольской улице закрылась легендарная “Бутербродная”. Это было последнее место в Москве, где можно было скушать вкусных “Таежных” пельменей, выпить чай из граненого стакана, вдохнуть полную грудь совка (настоящего, из семидесятых, а не подделку дизайнерского интерьера) и подумать над тем, какую все-таки страну мы потеряли… Теперь там “Кофе Хаус”, в который я из принципа не пойду никогда. Победил-таки проклятый капитализм!
Сегодня я говорю эту фразу снова, потому что закрывается еще одно легендарное и, не побоюсь этого слова, культовое место – один из старейших музыкальных магазинов города “Пурпурный Легион”. В СМИ гуляет множество слухов на эту тему: закрылся, потому что у магазина были значительные задолженности перед таможней за поставленные партии виниловых грампластинок, закрылся из-за падения продаж физических носителей, закрылся из-за непродуманного менеджмента и неправильной стратегии развития. Если спросите меня, то я думаю, что причина кроется в третьем факторе.
Фото: m24.ru/Ярослав Кириллов
Не стоит думать, что сегодня, в эпоху интернета, торрентов и iTunes store, физические носители – это прошлый век. В 2013 году продажи компакт-дисков и виниловых пластинок у мейджоров (к примеру, у компании Universal) выросли на 10 и 50% соответственно. Просто менталитет и подход потребителя к покупке музыки в России и на Западе (да и Востоке тоже) довольно сильно различаются.
В других странах уже давно борются с цифровым пиратством, вдалбливая в голову потребителя, что музыка – это тоже товар, продукт труда, нервов и пота (а порой и крови) артистов, покупка их дисков или легальное скачивание треков – для многих единственный хлеб, который будет способствовать продолжению их творчества. А в этой стране, где так в почете халява, а борьба с компьютерным пиратством пока находится на примитивном уровне, такое отношение еще не выработано. Но даже и у нас находятся те, кто готов отдавать деньги за возможность иметь на полочке диск с музыкой любимых исполнителей. Ваш покорный слуга относится, кстати говоря, к этим людям. И был в числе многих постоянных клиентов “Пурпурного Легиона”.
Если посмотреть на Европу, то вот таких музыкальных магазинов, которые занимаются исключительно продажей физических носителей музыки, кино и игр (CD, DVD, BlueRay), уже практически не осталось. Все такие точки давно интегрировались в крупные и малые ТЦ, аналоги наших "Стокманн" и "Европейский", арендуя там помещение или половину этажа. Делается это по простой причине – экономия на издержках от аренды, а также большая проходимость.
Далеко не все сегодня готовы идти в специализированный музыкальный магазин за новинками. Чаще всего, если человек следит за музыкальными тенденциями, он это делает по интернету, через сайты исполнителей или социальные сети, сразу покупая товар в digital-формате или заказывая диск (пластинку) через интернет. Такая покупка чаще всего импульсивная – зашел в ТЦ, бродил по магазинам, забрел в музыкальный, увидел вышедший наконец-то диск London Grammar (к примеру) и купил его. Или новую компьютерную игру, или BlueRay-издание Индианы Джонса, которого не смотрел уже 100 лет (да и бывает, что скачивать 30 GB видео, а потом переносить файл на жесткий диск или на свой проигрыватель Duna откровенно лень).
This browser does not support the video element.
Вообще, на мой взгляд, тех, кто покупает физические носители, можно разделить на несколько категорий:
1) Те, кому нравится иметь в коллекции классические записи Metallica, AC/DC и других коллективов, бережно хранить их на полках и мечтать передать это детям;
2) люди, у которых есть очень качественные музыкальные (виниловые или CD) проигрыватели и акустика Hi-End, чтобы наслаждаться всей палитрой музыкального произведения, а не “кастрированной” версией mp3;
3) ну и конечно же, любители бонусов (в народе принято называть “плюшечка” или “ништяк”). Таким бонусом могут быть буклет с эксклюзивными фотографиями, дополнительные материалы (о записи альбома) на диске и многое другое.
Кстати говоря, статистика подтверждает, что именно за счет эксклюзивных изданий (содержащих дополнительный контент) и растет уровень продаж физических носителей. К примеру, диск американской группы Dark Dark Dark Wild Go содержит в себе дополнительный EP Bright Bright Bright, которого в продаже просто нет. Или я как обладатель приставок PS3 и PS4 тоже регулярно покупаю эксклюзивные издания различных игр, хотя могу совершенно спокойно делать это в онлайн-магазине PlayStation и скачивать их на свою “плойку”. Но эксклюзивное издание практически всегда содержит “пылесборник” в виде фигурки главного героя/злодея, диск с саундтреком и арт-бук, которые создают для меня дополнительную ценность.
В этом как раз “Пурпурный Легион” и прогадал – таким эксклюзивом они были совсем не богаты, скорее наоборот, бедны. Слишком банальными были их издания. Да и не все, откровенно говоря, можно было там найти – последние год-два я все чаще обращался за покупками на Amazon. И, честно говоря, даже с доставкой в Россию обходилось дешевле, чем предлагал магазин.
Еще один немаловажный момент. “Пурпурный Легион” в основном делал ставку на “нестандартную” музыку – не попсу, а классический и новый рок, джаз и блюз для ценителей, малоизвестное регги и т. д. Ох, не это нужно сегодня потребителю… Вот если бы Гриша Лепс на виниле (кстати, говорят, он там был) или полная антология Стаса Михайлова в золоте – тогда да, клиентов бы прибавилось. Вот только магазин бы утратил свой культовый статус.
Я уже говорил о европейских музыкальных магазинах, которые интегрировались в ТЦ. Но не забывайте и о российских аналогах, потому что сегодня это одна из немногих возможностей выжить. Однако тогда волей-неволей приходится расширять свой ассортимент – сегодня в подобных лавках продают не только диски с музыкой, кино и играми, но еще и много сопутствующих товаров: кабели, пульты, чехлы для телефонов, игрушки, сувениры, забавные фигурки и т. п. – все то, что привлекает клиента, заставляет его зайти в магазин и, быть может, стать покупателем.
Так что “Пурпурный Легион” пришел, как это ни печально, к закономерному финалу… Лично мне обидно. Я все понимаю: динозавры вымерли, и музыкальные магазины тоже погибнут… Вот только все равно жалко.