Фото: wikimedia.org/Богдан Альбертович
В Подмосковье могут запустить рельсовые автобусы. Об этом говорится в проекте новой схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. "Автобусы" запустят на двух участках Большой окружной железной дороги: из Кубинки в Икшу и из Орехово-Зуево через Воскресенск и Коломну в Озера. Общая длина маршрутов составит около 250 км. Рельсовый автобус – это мини-электричка длиной в один или два вагона, работающая на дизельном топливе.
Согласно проекту новой схемы территориального планирования транспортного обслуживания, движение рельсовых автобусов запустят на двух маршрутах: "Кубинка – Поворово – Икша" и "Орехово-Зуево – Егорьевск – Воскресенск – Коломна – Озера". В проекте транспортной схемы говорится, что рельсовые автобусы нужны "для развития пассажирского сообщения на участках мало загруженных железнодорожных направлений".
По словам авторов новой схемы, введение рельсовых автобусов на данных маршрутах позволит "уменьшить интервал движения между пригородными пассажирскими поездами и увеличить пассажиропоток на железнодорожном транспорте". Общая длина маршрутов рельсового автобуса составит 247,7 км.
В Министерстве транспорта Московской области и в Главном управлении архитектуры и градостроительства области, которые занимались разработкой проекта новой схемы, не смогли предоставить комментарий.
Сопредседатель общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов считает, что рельсовые автобусы будут полезны на маршрутах, у которых нет контактных сетей.
"Есть участки, которые для движения поездов используются мало, поэтому они не были электрифицированы, там используются дизель-поезда, у которых минимальная длина составляет четыре вагона – это довольно тяжеловесный состав. При низком потоке пассажиров такой поезд будет ездить очень редко, – отметил эксперт. – Рельсовый автобус – тот же дизель-поезд, но он экономичнее и его можно запускать чаще".
По его словам, рельсовые поезда полезнее с экологической и экономической точки зрения как для города, так и для пассажиров. "Нужно приветствовать развитие пригородного железнодорожного сообщения, ведь дороги и так перегружены, и на них постоянно образуются заторы и пробки, – уверен Морозов. – Если же выбирать между обычным автобусом и железнодорожным, то лучше второй вариант, так как обычные автобусы могут вызвать заторы, особенно около ТПУ".
Председатель "Союза пассажиров" Кирилл Янков отметил, что на данных направлениях действительно существует потребность в мини-поездах. "Сейчас электрички не бывают меньше четырех вагонов, а итоговая наполняемость вагонов на этих станциях не больше двух. При этом необходимость в рельсовых автобусах есть только на неэлектрифицированных участках, например, "Голутвин–Озеры", – считает эксперт.
По словам Янкова, на участках с контактной сетью более экономичными будут мини-электрички. "Уже разрабатываются необходимые электрички с двумя вагонами, которые делает "Трансмашхолдинг" и Красноярский вагоноремонтный завод. Они должны быть достаточно эффективными и экономичными", – заключил эксперт.
По данным замруководителя департамента Института проблем естественных монополий Ильи Терешко, на некоторых участках Большого кольца Московской железной дороги средняя населенность поезда составляет не более 10 человек.
"Одним из таких участков как раз является "Икша-Поварово", который входит в маршрут "Икша–Кубинка", где четыре пары пригородных поездов перевозят около 90 человек в сутки. Замещение железнодорожного сообщения "автобусным" на таких маршрутах могло бы сэкономить компании более 50 млн рублей издержек в год", – подчеркнул он.
Напомним, в этом году планируется начать регулярные перевозки на
Московском кольце железной дороги (МКЖД). Интервал между поездами составит около шести минут, перевозить пассажиров будут специальные электрички повышенной комфортности, а для маломобильных групп будут курсировать специальные электропоезда. В 2016 также начнут первые
мини-электрички, которые будут состоять из одного или двух вагонов.
Анатолий Федотов, Александра Суперека