Сергей Собянин дал интервью телеканалу "Москва 24" и программе "Вести-Москва" канала "Россия 1". Сетевое издание m24.ru публикует полную расшифровку беседы мэра с ведущими Марией Рыбаковой и Михаилом Зеленским.
Мария Рыбакова: Сергей Семенович, здравствуйте!
Сергей Собянин: Добрый день.
Мария Рыбакова: Спасибо большое, что сегодня этот чудесный денек проведете в нашей компании. Ну и коли уж весна на дворе, и буквально несколько дней назад закончилась "Московская весна", я сейчас о фестивале говорю, вообще, можем уже какие-то итоги подвести. Как прошло мероприятие, как этот уличный тренд… благоприятно ли прижился в столице?
Сергей Собянин: Ну подводить итоги еще рано, собственно, весна продолжается, будут продолжаться мероприятия, но фестиваль, посвященный Пасхе, пасхальный фестиваль закончился, плавно переходит в мероприятия, посвященные Дню Победы, 9 Мая. Действительно, можно подвести предварительные итоги этого мероприятия, прошедшего мероприятия.
Мы ставили перед собой задачу создать не менее красивую, не менее притягательную атмосферу, чем, к примеру, на фестивале "Путешествие в Рождество". Вы знаете, москвичам и гостям запомнилось и понравилось мероприятие, когда город был украшен по-новогоднему, по-рождественски, огромное количество людей пришло на эти мероприятия. Многие туристы, уже зная, что это за мероприятие, начали бронировать места на следующий год именно на фестиваль "Путешествие в Рождество". И мы ставили перед собой задачу, чтобы следующие мероприятия были не менее интересны для москвичей, и город был не менее красиво оформлен. Я считаю, что мы добились поставленной задачи: количество людей, которые пришли на площади, улицы Москвы, пешеходные зоны, было не меньше, чем во время рождественского фестиваля. Мне кажется, город действительно выглядел празднично.
Фестиваль "Путешествие в Рождество". Фото: m24.ru/Александр Авилов
Мария Рыбакова: По-весеннему, скажем так.
Сергей Собянин: По-весеннему.
Мария Рыбакова: Но очень большое количество арт-объектов создано было для того, чтобы столицу украсить, вот если говорить о некой окупаемости затрат на эти мероприятия и обратной отдаче, насколько они равнозначны?
Сергей Собянин: Да, Маша, такая дискуссия есть в городе, постоянно не только задают вопросы, но и требуют прекратить вообще всякую праздничную жизнь в городе, говоря о том, что можно праздновать, организовывать праздники в Лондоне, Париже, Берлине, но в Москве этого делать не надо. У нас же кризис, поэтому ни в коем случае, давайте мы сделаем все серенько, скромненько, так, чтобы люди чувствовали, что у нас вообще плохо все, чтобы не диссонировал город с таким настроением людей. Мне кажется, мы эти настроения сами создаем, — во-первых, а во-вторых, самая лучшая антикризисная мера — это создать все-таки атмосферу жизнерадостности и оптимизма в городе. Любой кризис — это кризис в большей степени в головах людей, в том числе и бизнеса, и простых людей, когда считают, что все плохо, надо прекращать инвестировать, надо прекращать тратить денежки, надо вообще сидеть дома и не выходить оттуда, не дай бог, что-то произойдет.
Я вам расскажу такую историю забавную. Не так давно открывали один из крупнейших отелей в Москве, и директор этой сети рассказывал мне: их главный акционер приехал в Москву на рождественские праздники (собственно, он не на праздники приехал, просто в это время был в Москве) с целью — так как в Москве и в России кризис — закрыть бизнес, потихоньку сворачивать, прекращать инвестиции. И когда он приехал в Москву, он говорит: "Не понял я, куда приехал. Вообще я считал, что тут все мусором должно быть завалено, все должно быть грязно, всё тускло. Люди должны пробегать по улицам в шапках-ушанках" и так далее. "И когда я, — говорит, — увидел город, весь расцвеченный, в ярких огнях, красиво оформленный, огромное количество улыбающихся людей, я вообще не понял, где ваш кризис и куда я приехал". И вместо того, чтобы сворачивать бизнес, он принял решение, наоборот, инвестировать ещё в два крупных отеля в Москве в ближайшее время. Это еще раз говорит о том, что нам нужно не сворачивать деятельность, а, наоборот, ее развивать, и это хорошее средство от любых кризисов, во-первых.
А во-вторых, когда мы говорим о поддержке малого бизнеса, это и есть реальная помощь малому бизнесу. Огромное количество шале, кафе, ресторанов начинает более интенсивно работать в этот период времени, и от этой экономической активности выигрывает и бизнес, и бюджет города. Поэтому мы ничего не проигрываем, наоборот, это деятельность, которая создает другую, не только социальную, но и экономическую атмосферу. И конечно, это влияет на то, чтобы бизнес развивался в Москве, мы выходили из кризиса, жили с нормальным, хорошим оптимистическим настроением.
Михаил Зеленский: Но при всем при том находится масса недовольных людей, в том числе и арт-объектами, которые появляются в городе.
Сергей Собянин: Это замечательная история по поводу арт-объектов. Большинство из них сегодня привлекают большое количество туристов и желающих сфотографироваться с ними, бурное обсуждение в социальной сети отдельных арт-объектов и вообще оформления города — оно сыграло крайне благотворную вещь, потому что многие захотели увидеть, а что это такое. Мало кто знал, что такое "Московская весна", не все приходили на пасхальный фестиваль, теперь же огромное количество людей пришло, чтобы лично убедиться, как это страшно или прекрасно.
This browser does not support the video element.
Мария Рыбакова: То есть это стало рекламой, да?
Сергей Собянин: Это была реклама — совершенно незаменимая. Я еще одну историю расскажу — по поводу зеленой страшной головы, я расскажу, как это было. Действительно, она, может быть, с точки зрения изготовления вышла не такой, какой планировали, и организаторы решили перенести ее на периферию города, к одному из торговых центров.
Мария Рыбакова: Успех там был, видимо?
Сергей Собянин: Там был феноменальный успех, объём торговли в этом торговом центре вырос процентов на 40, они говорят: "Оставьте нам ее, пожалуйста!"
Мария Рыбакова: Пускай стоит круглосуточно?
Сергей Собянин: Пускай стоит.
Мария Рыбакова: Сергей Семенович, тогда, может, если столько есть недоброжелателей, как говорится, отвергая предлагай. Может быть, тогда каким-то образом горожан, общественность, тех же самых блогеров, интернет объединить, чтобы они тоже принимали участие, каким-то образом в этом во всём чувствовали себя?
Сергей Собянин: Все участвуют, кто ногами участвует, кто — фотографиями. В "Инстаграме", например, такое количество снимков, которые выкладываются с фестивалей в Москве, пожалуй, не было никогда: до 40 тысяч снимков ежедневно. Это огромный объем. Первоклассная, прекрасная реклама Москвы, прекрасная реклама фестиваля и создание массового обсуждения того, что происходит в городе. И конечно, мы видим и слышим и критику, слышим новые идеи, которые появляются, для того чтобы учитывать это, чтобы с каждым годом лучше и лучше организовывать эти мероприятия.
Мария Рыбакова: Только на пользу это пошло, одним словом?
Сергей Собянин: Конечно.
Михаил Зеленский: Вы упомянули социальные сети, насколько я понимаю, Вы часто туда заглядываете?
Сергей Собянин: Не только заглядываю, но и отчасти уже участвую.
Михаил Зеленский: Но в "Инстаграме" вы смотрите, что пишут, что фотографируют, на что есть спрос?
Сергей Собянин: Большинство снимков в "Инстаграме" очень позитивные, красивые. Люди любят Москву, им интересно гулять по улицам Москвы. Такое количество снимков позитивных, положительных, с хорошим настроением.
Михаил Зеленский: Еще одна новая идея – "Московские сезоны" – фестиваль. Чем он будет отличаться от уже привычных нам?
Сергей Собянин: "Московские сезоны" – это не фестиваль. Это, можно сказать, новый стиль города. Мы начинали с чего? Было небольшое шале на Манежке в преддверии Рождества, небольшая детская карусель — и на этом все. Затем "Путешествие в Рождество" превратилось в международный фестиваль с участием полутора десятков европейских городов, городов России.
Затем появился пасхальный фестиваль, затем – "Московское варенье" и так далее. И постепенно мы нащупываем новый стиль города, когда не только в парках, не только в концертных залах, но и на площадях, на улицах города появляется новый стиль жизни: оформленные улицы, мастер-классы, концерты, такая движуха. Например, когда мы заканчивали фестиваль "Путешествие в Рождество", ко мне подходили много горожан и говорили: "Сергей Семёнович, зачем вы закрываете фестиваль? Так красиво, так хорошо, так уютно. Просуществовало две недели — и вы закрываете всю эту красоту, а дальше что?".
А дальше ничего, дальше снова слякоть, пасмурное небо, отсутствие какой-то жизни на улицах города. И мы решили, что тот стиль, который мы почувствовали, почувствовали желание горожан быть на улицах, общаться друг с другом, запрос на создание такой атмосферы, — все это переложить в новый стиль города. Четыре сезона — зима, весна, лето, осень, в рамках которых большую часть времени на улицах Москвы пройдут различные мероприятия под общим брендом "Московские сезоны". Так, во время "Московской весны" пройдет целый ряд мероприятий. И пасхальный фестиваль, и мероприятия, посвященные 9 Мая, и "Рыбная неделя", и ряд других мероприятий. Все мероприятия проводятся не только в парках, но и на улице. Например, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, музыкальный фестиваль, проходит не только на каких-то эксклюзивных площадках, но и на всех площадях Москвы, где оборудованы специальные сцены. И так далее. То есть мы хотим, чтобы вся культурная, общественная, социальная жизнь была не где-то в специально отведенном месте, а везде — на центральных площадках города.
Таким образом, мы получаем новый стиль жизни Москвы, когда город постоянно будет оформлен достаточно празднично и комфортно для горожан, чтобы они могли приходить, общаться, улыбаться, участвовать в каких-то конкурсах, мероприятиях. Это, мне кажется, было бы очень полезно для Москвы, очень востребовано.
Михаил Зеленский: Фестиваль круглый год.
Мария Рыбакова: Хороший тренд.
This browser does not support the video element.
Михаил Зеленский: Маша, давай не будем нарушать традицию, все, что касается "Рыбной недели"…
Мария Рыбакова: Эти вопросы задает Мария Рыбакова. Сергей Семенович, от духовной пищи к насущной. "Рыбная неделя" не за горами, фестиваль уже вот-вот должен стартовать. Расскажите, как это будет в этом году? На что он будет похож?
Сергей Собянин: В прошлом году мы впервые провели "Рыбную неделю", рыбный фестиваль. Он был успешным не только с точки зрения, скажем, общественного восприятия и желания людей посмотреть рыбную продукцию, что-то купить для себя. В это время также были заключены десятки и сотни контрактов между производителями, поставщиками рыбы со всех концов нашей страны и сетями, магазинами московскими. Что произошло? Вообще, мы являлись огромными потребителями импортной рыбы, не замечая, что наша продукция не хуже. И слава богу, кризис, девальвация, санкции различного рода — они тоже помогли, и обратили мы внимание на то, что есть у нас. Мне кажется, что у нас нисколько не хуже эта продукция.
И в этом году мы продолжим эту традицию. Будут специальные площадки созданы, посвященные, например, Севастополю, Калининграду, Астрахани, Владивостоку. Будут представлены производители рыбы со всех концов нашей страны. Представлена такая рыба, как кижуч, семга, ряпушка, чавыча и так далее.
Мария Рыбакова: Но ведь, кроме "Рыбной недели", еще планируется в этом году "Наш продукт" и "Дары природы" – еще дополнительные фестивали. Уже из названия вытекает, что будет, но по такому же принципу, да?
Сергей Собянин: "Наш продукт" – июльский фестиваль, посвященный больше мясной продукции, продукции пищевой, которая изготавливается в России. Дальше, в августе, будет фестиваль, посвященный, как и положено в августе, уже созревающим фруктам, ягодам, который также будет, мне кажется, очень востребован.
Мария Рыбакова: Сплошное оздоровление москвичей: все только свежее и самое вкусное?
Сергей Собянин: Главное же не это. Главное — не только и не столько в торговле, а чтобы это действительно было праздником. Будут работать также и концертные площадки, мастер-классы, будут учить горожан готовить те или иные блюда, так что будет приятно и весело.
Михаил Зеленский: Чем будете удивлять москвичей на пешеходных зонах? Что сделано за последнее время — мы видим здесь, в Камергерском переулке, что касается других пешеходных зон?
Сергей Собянин: Михаил, у вас есть волшебный инструмент в руках под названием "телевидение", можно было посмотреть съемки этих же улиц, скажем, лет пять, даже меньше, года четыре тому назад, что здесь происходило. И что сегодня происходит. Я не так давно проезжал по Большой Дмитровке, читал какие-то документы, потом посмотрел в окно — я не понял. Я спросил водителя: "Мы где едем?".
Понятно, что мы благоустроили улицы, привели их в порядок, сделали хорошее, качественное освещение, убрали машины, но этого мало. Когда огромное количество людей приходит на эти улицы, гуляет с хорошим настроением и не то что пробегает, а именно гуляет, наслаждаясь городом, хорошей погодой, — это меняет вообще облик улиц. Принципиально меняет. Атмосфера в городе становится другой. Собственно, это та цель, которой мы и добивались.
Невозможно это было бы сделать без упорядочивания парковки, невозможно это было бы сделать без качественного благоустройства, и очень правильно, что теперь это не только благоустроенное пространство, но еще и общекультурное городское пространство.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Мария Рыбакова: Да, Москва так из города автомобильного превращается, постепенно пешеходной становится и чуть-чуть велосипедной. Мне кажется, еще будет весной и летом.
Сергей Собянин: Велосипедов в этом году значительно больше. Мы видим это по прокату городских велосипедов. Количество единиц проката выросло почти в три раза по сравнению с прошлым годом. Это, конечно, и погода, но и общее настроение в городе.
Мария Рыбакова: Я полностью с вами согласна. Ну и все эти новые точки притяжения туристов и местных жителей, соответственно, вызывают интерес у веранд, кафе. Я знаю, что в этом году немного изменятся правила их стандартного размещения. О них немножко подробнее расскажите, почему зоны расширили? Раньше от Третьего транспортного, сейчас она уходит чуть дальше.
Сергей Собянин: Как и все наши мероприятия, мы делаем постепенно, чтобы мог адаптироваться бизнес, чтобы мы сами посмотрели, не наделали ошибок. Поэтому требования к летним кафе мы начинали именно с центра, с пешеходных улиц. Требования очень простые, стандартные: должен быть такой навес, не должно быть загорожено полиэтиленовой пленкой, как это у нас было, не огорожено какими-то стенами, это должно быть общее открытое пространство, оно создает такой комфортный облик города. И начинали мы именно, как я уже сказал, с центра, с пешеходных улиц, затем дошли до границ Бульварного кольца, Третьего транспортного кольца, и сегодня предъявляем такие требования к летним верандам и кафе уже по всему городу.
Должен сказать, что это не усложняет, скорее упрощает работу, это стандартное требование. Разрешение выдается практически бессрочное. Если ты выполняешь эти требования, не надо каждый год бегать за разрешением, и ты можешь спокойно работать. И в этом году процентов на 40 выросло количество кафешек, которые получили разрешение. Это говорит о том, что мы не препятствуем бизнесу, наоборот, способствуем его развитию. И горожане привыкают к новому формату. Судя по тому, что у нас большинство мест в летних кафе, особенно в выходные дни, полностью забито, то считаю, что и горожане воспринимают такой формат благожелательно.
Мария Рыбакова: Нам очень нравится.
Михаил Зеленский: А кто и как будет следить за соблюдением этих стандартов за пределами Третьего транспортного? В центре все-таки концентрированно, проще следить.
Сергей Собянин: Так же, как и здесь, торговая инспекция, административная инспекция, которые следят за тем, чтобы эти форматы соблюдались. Конечно, надо контролировать, иначе ничего не получится. Кому-то хочется так, кому-то этак, и без жесткого контроля, к сожалению, такие вещи не проходят. Для кого-то это является избыточными требованиями, кто-то считает, что это хорошо. Но есть городской стандарт, его надо придерживаться. Только тогда мы можем создать нормальную атмосферу в городе. Если каждый будет лепить, что попало, ну так что попало и выйдет в конечном итоге.
This browser does not support the video element.
Мария Рыбакова: Ну если говорить о городе, то фестивальная активность здесь достаточно большая. Давайте перенесемся в парки, потому что очень много внимания этому уделяется последнее время. Что ждет в парках? Всё будет так же, как было в том году, или добавятся какие-то сюрпризы?
Сергей Собянин: Конечно, все те мероприятия, которые мы проводим в городе, будут проводиться и в парках. С каждым годом каждый парк насыщает свою жизнь своими собственными мероприятиями, помимо общегородских. Мы не прекращаем дальнейшее благоустройство, реконструкцию действующих парков и создание новых парков. Создаем летние, пляжные территории возле Москвы-реки, возле водных пространств, благоустраиваем их. С каждым годом их становится больше, чтобы в парк можно было прийти не только погулять, но и позагорать, по возможности еще и искупаться. Так что в парках, несмотря на то что мы увеличиваем уличную активность, меньше мероприятий точно не будет.
Михаил Зеленский: Но при этом появляется большое количество спортивных площадок рядом с домом. Сколько их появилось за последний год и как этот проект будет развиваться в ближайшее время?
Сергей Собянин: Мы в московских дворах поставили тысячи спортивных тренажеров разного рода. Не все они однозначно оценивались. Сам много раз разговаривал с жителями. Некоторые были в восторге, потому что молодежь вместо того, чтобы сидеть пиво пить, теперь занимается на тренажерах. Бабушки иногда говорят: "Нет, вот теперь они до 12 часов гремят этими тренажерами, спать не дают".
Михаил Зеленский: Ну бабушки всегда недовольны, тут уж куда денешься.
Сергей Собянин: Но я вам скажу, что многие…
Мария Рыбакова: Некоторые бабушки занимаются, я видела.
Сергей Собянин: Да-да, конечно. Есть специальные тренажеры для такого уже солидного возраста, и эти тренажеры тоже не пустуют. Я не раз видел, как люди в годах активно на них занимаются. Это замечательно. Создали в парках воркаут-площадки, теперь проводится чемпионат не только Москвы, но и международный чемпионат по воркауту в Москве. Огромное количество людей стало заниматься спортом, физической культурой на улице. Причем, мне кажется, хорошо не только то, что у нас есть такие спортивные площадки, тренажеры, но и то, что людям можно просто гулять, ходить, и это тоже своего рода здоровый образ жизни, помимо того, что можно наслаждаться своим городом, проехать на велосипеде, прогуляться. И если вы посмотрите на пешеходные улицы, то количество людей, которые там бывают, проходят по этим улицам после их благоустройства, хорошего освещения, – увеличивается просто в разы.
Михаил Зеленский: Маша, я знаю, ты завязала уже с фитнес-клубом, да, и занимаешься исключительно на спортивной площадке?
Мария Рыбакова: Исключительно на спортивных и воркаут-площадках. Ну вообще вот эта обратная связь, Вы ее ощущаете, видите? Отношение к здоровью, отношение к своему свободному времени именно в столице?
Сергей Собянин: Конечно, это видно по количеству людей, которые этим занимаются. У нас спортом начали заниматься почти в два раза больше горожан. Количество людей на улицах выросло тоже кратно. Город не пустует, он живет и вечером, и днем, и утром, и по ночам тоже.
Мария Рыбакова: В такую погоду, мне кажется, вообще…
Сергей Собянин: Люди голосуют ногами. Я всегда говорил: конечно, кто-то может быть довольным, кто-то может быть недовольным. Люди сами голосуют. Они либо приходят, и гуляют здесь, и улыбаются, либо их здесь нет. Тогда мы говорим: что да, у нас ничего не получилось, это неудачное мероприятие. Но когда люди приходят в огромном количестве, миллионы людей посещают наши площадки, благоустроенные улицы, ну мне кажется, здесь двух мнений быть не может — мы движемся по правильному пути.
Михаил Зеленский: Ну наверное, последний вопрос, Сергей Семенович. Где вы берете такую погоду?
Сергей Собянин: Патриарх освятил фестиваль московский, и я думаю, что это значимый вклад в хорошую погоду.
Мария Рыбакова: Будем ждать таких дней и дальше. Спасибо большое.