В Москве число "зайцев" снизилось на два процента и в 2016 году составило 242 тысячи человек. Пассажиры стали в два раза реже конфликтовать с проверяющими, но чаще пользоваться чужими социальными картами для проезда. О том, зачем московские власти хотят начать в 2017 году блокировать транспортное приложение на соцкартах, для чего контролеры проходят тесты у психиатров и учатся стрессоустойчивости и как в столице идет борьба с нелегальными маршрутками в интервью m24.ru рассказал глава Государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" Сергей Дьяков.
– Большинство людей знает "Организатор перевозок" по контролерам, которые работают в метро и наземном транспорте. Давайте с них и начнем. Сколько всего нарушителей они оштрафовали с начала года?
– С начала года – 242 тысячи человек. Кстати, по сравнению с прошлым годом "зайцев" в общественном транспорте стало меньше, правда, всего на два процента. Это конечно не так много, но можно говорить о положительной динамике.
– Сейчас штраф за безбилетный проезд – 1 тысяча рублей. Всех очень интересует, будет ли он увеличен?
– Нет, размер штрафа останется прежним: 1 тысяча рублей за безбилетный проезд и 2,5 тысячи – за проезд по чужой социальной карте. Штраф может увеличиться, только если пассажир не оплатит его в срок, установленный законом – это 60 дней. После этого дело передается судебным приставам. Поэтому всем советую не задерживаться с оплатой. Тем более сейчас можно оплатить штраф по пути на работу, через банкомат Сбербанка, установленный прямо в метро. В Москве сейчас 96 таких банкоматов.
– Много людей пользуется чужими социальными картами?
Особенно это заметно осенью, когда все возвращаются из отпусков и начинают ездить на работу по картам своих друзей и родственников. Если в прошлом году мы зафиксировали около 46 тысяч таких нарушений, то в этом почти 47 тысяч.
– Как контролеры борются с ними? Они не могут забирать соцкарту, если ей пользуются незаконно?
– По социальной карте москвичи получают и другие льготы, например, обслуживаются в поликлиниках. Надо принимать такие меры, чтобы пресечь использование чужой карты, при этом не лишая пассажира остальных привилегий. Мы разработали механизм блокировки транспортного приложения. Пока он находится на стадии согласования со всеми участниками проекта: департаментом транспорта, метрополитеном, "Мосгортрансом" и Московским социальным регистром. Планируем согласовать проект в начале 2017 года.
– А блокировка будет сразу работать? Или для первого раза контролер будет обходиться предупреждением?
– Нет, блокировать транспортное приложение будем сразу же, после первого нарушения. Практика показала, что предупреждение в этом случае абсолютно неэффективно. Наоборот, человек думает, что избежал наказания, значит, можно и дальше нарушать. Есть даже профессиональные "зайцы", которые не платят за проезд, провоцируют контролеров на скандал, записывают на видеокамеру и выкладывают ролики в Интернет…
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Я знаю о таких провокаторах. Вы отслеживаете их группы в соцсетях?
– Отслеживаем, конечно. По городу таких людей не так много. Обычно это подростки или студенты младших курсов, они не работают, у них много свободного времени, чтобы заниматься подобными вещами. В силу возраста они склонны к протесту, поэтому призывают пассажиров не платить за проезд, делятся якобы "проверенными" способами, как избежать штрафа. Но все это дезинформация, и я бы не советовал людям в это верить. Размер штрафа в 30 раз больше стоимости билета.
– Как планируете с ними бороться?
Этих профессиональных "зайцев" легко отличить от тех, кто нарушает в первый раз. Для разрешения спорных ситуаций оснастили контролеров видеорегистраторами, чтобы при любых разбирательствах было видно, кто начал конфликт.
– А сколько всего выдали видеорегистраторов?
– Около 700 штук. В прошлом году мы только тестировали эту технику, в этом – каждый контролер получил видеорегистратор. Выходя на работу, он обязан его включать. Пишем каждую рабочую смену контролера, со звуком, в хорошем качестве, записи храним в течение года.
– Это эффективно? Есть результаты?
Теперь и контролерам, и пассажирам проще отстаивать свои права. Например, спорная ситуация: контролер составил протокол, а пассажир приходит обжаловать его и говорит: "Меня в это время не было в автобусе, вот вам справка с работы". Мы смотрим видеозапись – а там ведь и лица прекрасно видно, так что любой обман раскрывается. И нет смысла конфликтовать, когда есть доказательства. Проблема решается цивилизованно.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Но ведь цивилизованно получается не всегда?
– Были разные ситуации…
– Есть же случаи нападения на контролеров. Будете обучать работников приемам самообороны или оснащать их электрошокерами, газовыми баллончиками?
– Нет, это не нужно. Контролер проверяет билеты в транспорте, где находится много людей, и использовать там такие агрессивные средства защиты небезопасно для окружающих. Лучше избежать конфликта. Любой контролер может определить психотип нарушителя – этому мы их учим. Будни контролеров на 80 процентов состоят из стресса, конечно, мы предупреждаем об этом и рассказываем, как себя вести, при обучении моделируем разные конфликты.
– Каждый день во время работы контролеры видят сотни людей. Не думали использовать это? Можно, например, привлекать их к поиску пропавших?
– Знаете, у нас был случай, когда контролеры помогали задержать преступника. Этой весной наша сотрудница задержала безбилетника, отправились в ближайшее отделение полиции, чтобы установить его личность и составить протокол, и оказалось, что человек в розыске. Мы, конечно, отметили это – дали контролеру премию. Но это единичный случай. Для поиска пропавших лучше работать с камерами видеонаблюдения, которые могут определять лица. У контролера все-таки другие обязанности.
– Перед приемом на работу контролеры проходят обучающие курсы?
– Обязательно. Прежде, чем приступить к работе, контролер проходит двухнедельную подготовку. Его знакомят с нормативно-правовой базой, основами психологии и конфликтологии. Контролеры проходят тесты на знание законодательства. Ведь они должны не просто оштрафовать человека, а грамотно объяснить ему, какой закон он нарушил.
This browser does not support the video element.
– Как еще проверяете контролеров?
– Сколько человек отсеивается на этой стадии?
– В среднем 5 процентов претендентов. Мы это делаем до трудоустройства, работа стрессовая и при этом влияет на имидж всего московского транспорта. Поэтому мы должны быть уверены, что нанимаем честных, порядочных и доброжелательных людей.
– Женщины-контролеры не жалуются на тяжелые условия работы?
– Наоборот, женщины гораздо спокойнее работают, конфликтов в их участием меньше, а вот показатели по пойманным безбилетникам – больше. Вообще женщины у нас работают наравне с мужчинами, разве что форма у них теперь отличается.
– Сейчас они одеты в юбки, шляпки. Почему вы решили изменить форму?
– Все просто – для красоты. Кстати, мужчины-контролеры тоже преобразились – у них теперь пиджаки и новые головные уборы. Раньше контролеров часто путали с охранниками. Мы строим красивый город, а в таком большом деле детали очень важны: приятные контролеры, новые автобусы.
– А в автобусах планируется ввести единую форму для водителей?
– Насколько я знаю, у водителей "Мосгортранса" форма есть уже давно. Сейчас мы ведем переговоры с коммерческими перевозчиками, чтобы они тоже закупили одежду, похожую по стилю.
– Тысяча автобусов частных перевозчиков адаптированы под маломобильных пассажиров. Планируете ли продолжить оснащение автобусов для людей с ограниченными возможностями?
Новые автобусы большой и средней вместимости также будут оснащены специальным пандусом для въезда колясок. Что касается автобусов малой вместимости – там предусмотрен низкий уровень пола.
– Есть и другие нововведения, например, тревожные кнопки. Сколько автобусов ими оборудовано?
– Оборудовали 2 тысячи коммерческих автобусов, которые работают на 211 маршрутах.
– Зачем было нужно устанавливать тревожные кнопки, если водитель в сложной ситуации может позвонить в полицию по мобильному телефону?
– Кнопки установили для скорости. Так водитель быстрее сообщает в полицию об опасности. Например, если обнаружены бесхозные предметы, обращение сразу поступает в органы полиции, МЧС, ФСБ.
– Раньше самым распространенным нарушением у водителей маршруток было превышение скорости, курение в салоне, грубость в общении с пассажирами. Водители до сих пор нарушают?
– Нарушают теперь намного реже. Водителей проверяет специальная комиссия, она состоит из наших сотрудников и представителей перевозчика. Транспортные компании стали больше контролировать свой персонал. По нашей информации, уволено 67 водителей. Самое распространенное нарушение среди водителей – отказ выдачи билета, за это уволено 28 человек. Нарушений скоростного режима и отклонений от маршрута стало намного меньше, потому что транспорт отслеживает система ГЛОНАСС. За отклонение от маршрута перевозчику не засчитают поездку и не оплатят его работу. Останавливаться сейчас он может только строго на остановках.
This browser does not support the video element.
– А нелегальные перевозчики в городе еще остались?
– Пока есть, но на городских маршрутах это уже единичные случаи.
С начала года на спецстоянки отправлено более 3 тысяч автобусов, которые работали нелегально.
– Есть ли смысл с ними бороться?
– Мириться с ними нельзя. При перевозке пассажиров должны выполняться все меры транспортной безопасности – медицинский осмотр водителя, техосмотр транспорта, проверка багажа пассажиров, если это междугородний рейс, чтобы исключить наркотики, оружие, взрывоопасные вещества. К тому же, если пассажир пользуется услугами нелегального перевозчика, то в случае аварии он, как правило, не застрахован, добиться компенсации будет сложно. Садиться в такие автобусы можно только на свой страх и риск.
– От многих горожан можно услышать, что с ликвидацией нелегальных маршруток приходится долго ждать автобуса. Транспорт будет добавляться?
– Пассажиры могут оставить предложение по работе любого маршрута через контакт-центр "Московский транспорт" по телефону +7 495 539-54-54 (короткий номер для абонентов Билайн, МТС, Мегафон – 3210) или через портал transport.mos.ru. На сайте можно посмотреть адреса сервисных центров, где можно оставить обращение лично.
– Сколько обращений должно поступить, чтобы вы приняли меры?
– Для проверки маршрута достаточно одного обращения. Мы отвечаем на каждое письмо: проверяем маршрут, смотрим, насколько целесообразны те меры, которые предлагают пассажиры. По каждой ситуации действуем индивидуально: где-то меняем расписание, где-то – трассу маршрута, где-то – добавляем остановку. За последнее время сократились интервалы движения почти на 160 маршрутах, на линию вышло 180 дополнительных автобусов.
Беседовали Светлана Казанцева и Анастасия Мальцева