Автоматы по продаже воды заработают на 10 самых жарких станциях столичного метрополитена 26 мая. Об этом M24.ru сообщил начальник отдела департамента транспорта Владимир Титов. По его словам, в жаркие дни, когда температура на станции прогреется выше 28 градусов, воду можно будет брать бесплатно, в остальное время стоимость одной бутылки составит около 40 рублей.
В первую очередь такими аппаратами оснастят станции неглубокого заложения – к 26 мая на 10 станциях подземки заработают 16 вендинговых автоматов с продажей воды. По два автомата уже установили на станциях "Сокол", "Текстильщики", "Аэропорт", "Беляево", "Рязанский проспект" и "Кузьминки", еще по одному автомату появилось на "Дмитровской", "Тимирязевской", "Петровско-Разумовской" и "Савеловской". Аппараты уже стоят на станциях пустыми, их сейчас подключают к электросетям.
"Функция этих аппаратов - социальная, но пока температура на станции ниже, как, например, сегодня – 23 градуса, то мы предоставим платную услугу – воду можно будет купить за рыночную стоимость, около 40 рублей. Будет нелогично, если пассажир подойдет к аппарату, но не сможет взять бутылку, потому что станция еще не прогрелась", - рассказал Владимир Титов.
Отметим, что в прошлом году на 10 станциях метро во время жары в срочном порядке устанавливали кулеры с водой и раздавали пассажирам пластиковые стаканчики. Теперь в подземке стоят полноценные автоматы британской компании Dixie Narco.
Автомат на станции "Сокол". Фото: M24.ru
Как пояснил M24.ru замначальника столичной подземки Александр Вайсбурд, выбор станций продиктован геологическими условиями. "Это все станции неглубокого заложения, которые не омываются грунтовыми водами, поэтому температура в них летом повышается гораздо быстрее, чем на станциях глубокого заложения", - рассказал Вайсбурд. Титов добавил, что на других станциях, если температура там тоже превысит норму, бутилированную воду будут раздавать дежурные у турникета. В прошлом году, до появления кулеров, на самых жарких станциях дежурные раздали 9 тысяч пол-литровых бутылок воды.
Эксперт организации "Город и транспорт" Владимир Свириденков отметил, что метрополитену нужно ставить автоматы не только в вестибюлях, но и в переходах между станциями. По его словам, у входов в метро очень много торговых точек, где москвичи могут приобрести воду. "Другое дело, если пассажир уже ехал в поезде 40 минут и ему стало нехорошо, нужна вода – актуальнее были бы автоматы в переходах между станциями", - пояснил эксперт.
Он также отметил, что замена пластиковых стаканчиков на бутылки - разумное решение. "Стаканчики чаще выбрасывают в неположенных местах, а воду в бутылке можно закрыть и убрать в рюкзак или сумку", - пояснил Свириденков.
40-50 рублей – это средняя рыночная цена для бутылки негазированной воды в торговом автомате, отметил президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли Борис Белоцерковский. По его словам, метрополитен может себе позволить установить цену и на 10 рублей выше.
Выставить автомат на бесплатную выдачу товара нетрудно, гораздо сложнее будет организовать его пополнение. "Даже когда воду будут продавать – автоматы придется пополнять не реже двух раз в день", - полагает эксперт. В режиме бесплатной выдачи, по мнению эксперта, машины будут опустошаться уже за полчаса. "В среднем вендинговые автоматы вмещают 250 бутылок воды, при таком потоке, как в столичной подземке, это небольшое количество. Эти машины нужно будет пополнять постоянно. При этом необходимо понимать, что каждая бутылка воды даже при оптовой закупке обойдется метро в 25 рублей", - отметил эксперт.
Таким образом, если автоматы будут пополнять хотя бы дважды в день, выдача воды обойдется подземке в 12,5 тысяч рублей в день.
Напомним, что в подземке уже не первый год собираются установить коммерческие вендинговые аппараты с разными видами продукции. Глава департамента торговли Алексей Немерюксообщал, что всего в метрополитене планируется поставить порядка 1,5 тысяч автоматов, однако пока они так и не появились.
Как пояснил Борис Белоцерковский, сейчас вопрос развития вендинга в метро находится на рассмотрении департаментов торговли и транспорта, а также столичного метрополитена. "Никаких окончательных решений по размещению аппаратов не принято", - отметил Белоцерковский. По его словам, предполагается, что в подземке все же появятся автоматы, которые будут предлагать разные виды прохладительных напитков и снэков.