Форма поиска по сайту

Загранпаспорта для Таджикистана: станет ли в столице меньше мигрантов?

This browser does not support the video element.

В чем смысл замены документа въезда для мигрантов и скажется ли нововведение на потоках трудовой миграции, сколько рабочих из Таджикистана трудятся в Москве и что будет с городом, если мигрантов из бывшей советской республики не станет вовсе, расскажет обозреватель M24.ru Николай Петров. В газетах тревожные заголовки: "Ужесточение правил въезда! Сорок процентов трудовых мигрантов из Таджикистана не смогут попасть в Россию!". Но почему-то Стройкомплекс хранит гордое молчание, да и начальники предприятий ЖКХ, активно использующие труд таджикских гастарбайтеров, тоже не выходят на митинги протеста перед лицом угрозы остаться вовсе без работников. А может быть все дело в том, что по сути ужесточения никакого нет? И пресса просто по традиции нагнетает?

На самом деле переговоры об изменении правил въезда для граждан стран, не вошедших в Таможенный союз, начались еще два года назад. Так что сегодняшнее решение - это некая формальность. К тому же ограничение начинает действовать не с завтрашнего дня, а только через 6 месяцев. Достаточный срок, чтобы все желающие перешли на легальное положение и обзавелись загранпаспортами. Смысл изменений - не в том, чтобы радикально сократить число мигрантов. А в том, чтобы максимально упорядочить этот поток.

"В принципе, мы стимулируем наведение порядка, ведь до сегодняшнего момента мы имели неконтролируемый поток мигрантов, - считает замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. - Перевод на контроль загранпаспортов позволяет перевести на традиционные МИДовские процедуры. Это начало мер по наведению порядка на рынке труда в России, где присутствует несколько миллионов мигрантов".

К тому же требование въезда по загранпаспорту не может считаться препятствием. Стоимость биометрического документа - 75 долларов. Даже для небогатой таджикской семьи - подъемная сумма. Теперь за полгода консульским службам Таджикистана, переведенным на авральный режим работы, предстоит выдать несколько сотен тысяч загранпаспортов. По очень противоречивой статистике, в России сейчас может находиться от миллиона до полутора миллионов работников из Таджикистана, причем четверть из них - в Москве и области. Не выдать загранпаспорта Душанбе не может, поскольку мигранты зарабатывают и переводят не менее 3 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно половине ВВП Таджикистана.

"Конечно, это создает определенную напряженность для граждан Таджикистана, но я хочу сказать, что мы к этому шли долго. Начиная с 2012 года, этот вопрос поднимался на уровне руководителей государств и служб", - заявил первый секретарь посольства Таджикистана в России Мухаммад Эгамзод.

Так что ни предприятия ЖКХ, ни московский Стройкомплекс, без строителей и дворников не останутся точно. Через полгода паспорта будут у всех, у кого надо. Но во всей этой истории есть еще один аспект. Наверняка часть наших сограждан внутренне обрадовалась предстоящему уменьшению количества гастарбайтеров. Но ведь к нам едут не только граждане Таджикистана. Есть еще Узбекистан и Киргизия. И, понимая все сложности отношений, хотелось бы, чтобы уезжая обратно на Родину, все эти люди сохраняли доброе отношение к России и ее гражданам.

В конце концов, все мы люди. Все вышли из одного большого государства. И для сильной страны межнациональный мир между соседями гораздо лучше межнациональных конфликтов и войны.

Николай Петров