Кадр из фильма "Молодость"
Самое главное кино- (и не только кино-) событие недели – это фестиваль научного кино "360 градусов", организованный Политехом. Но, кроме документалок о квантовых частицах, дронах-убийцах, обезьянах, считающих себя людьми и людях, выдающих себя за ученых (а кому еще, вы думаете, звонят журналисты за "научными" комментариями), в кино выходит новый фильм великого сатирика Паоло Соррентино, а также захватывающий дух триллер про даму с трупом в багажнике (на него можно идти даже с родителями – детектив Жапризо, по которому снято кино, переводили в СССР, и он наверняка до сих пор стоит у них на полке).Молодость
На самом деле – глубокая и беспробудная старость: новый фильм Паоло Соррентино – это триумф геронтократического направления в современном арт-мейнстриме (кстати, именно люди старше 60-ти и составляют сегодня основу артхаусной аудитории на Западе), леденящий кровь рассказ о том, как тяжело пописать, подумать, пожить, а уж тем более – продолжать заниматься творчеством на закате лет. Главные герои, два трагикомических старичка, композитор (Майкл Кейн) и кинорежиссер (Харви Кейтель) проводят творческий отпуск в роскошном альпийском санатории, среди великой красотищи: горы, луга, умытые коровы, голая Мисс Вселенная в бассейне. Но глянцевая лакировка действительности идет очевидными трещинами, слои гламурной штукатурки не могут скрыть оскал неумолимой смерти. "Молодость" – самый страшный фильм Соррентино, Ивлина Во наших дней, последовательно критикующего современную не то чтобы цивилизацию, скорее – буржуазную культуру наслаждения и потребления языком этой же самой культуры. Чем больше едкой сатиры в этих фильмах, тем больше они сами похожи на рекламу концепт-каров или клипы поп-див (кстати, в "Молодость" вставлено натуральное музыкальное видео, которое предсказуемо превращается в ночной кошмар). Это, фактически, "Сладкая жизнь" 21 века. Фильм Феллини заканчивался грустной встречей с мертвым дельфином на пляже, так же и "Молодость" завершается своеобразной встречей зрителя со смертью, инфернальным концертом, каждый из гостей и участников которого в своем элегантном костюме и агрессивно-вечернем макияже удивительно похож на умащенный благовониями труп.
Кадр из фильма "Молодость"
Дама в автомобиле в очках и с ружьем
Совсем другое соотношение секса и смерти – в этом французском триллере, почти тайно идущем у нас довольно ограниченным прокатом. Экранизация одноименного детектива Себастьяна Жапризо, снята бывшей художницей комиксов Джоан Сфар – вы, возможно, помните ее задушевный байопик о Серже Генсбуре. История Дани, 26-летней сотрудницы рекламного агентства, которая взялась отогнать из аэропорта на стоянку Thunderbird патрона, да вдруг обнаружила в багажнике труп с пулевыми отверстиями и ружье. Сделана в строгой ретроэстетике – платья сафари, старый форд, старое кино. Да, изобретательный визуальный стиль Сфоар обращается одновременно ко всем триллерам 70-х сразу, но при этом он не похож ни на кого, да и насилие, смягченное в первоисточнике Жапризо обтекаемостью и благородством литературной формы Сфар снимает не по-женски прямо, дерзко и, что совсем удивительно, даже чрезмерно эротично.
Кадр из фильма "Дама в автомобиле в очках и с ружьем"
Комплекс шимпанзе
На этой неделе у москвичей есть редкая возможность посмотреть в кино что-то не только приятное (или неприятное), но и познавательное. Организованный Политехом фестиваль научного кино "360 градусов" полон всякого рода отчетах о достижениях и поражениях науки и технологии, но, кроме просто полезных фильмов, тут есть пара действительно важных и выдающихся. Во-первых, голландский "Комплекс шимпанзе", остросюжетный триллер попытках приматологов адаптировать к социальной жизни полубезумных взрослых шимпанзе, которых списали из лабораторий, отняли у циркачей или эксцентричных хозяев. Обезьяны идентифицируют себя с людьми (но люди не должны впадать в это заблуждение, ведь шимпанзе – т \\это самое коварное и страшное животное на планете, как предупреждают нас ученые), и видеть не желают своих пожилых, дурно ведущих себя сородичей. Медленно, постепенно, они возвращаются к своей природе (и счастью), но не все – главному герою этого фильма, 40-летнему аутисту и алкоголику Моджо, неспособность к общению грозит смертью.
Кадр из фильма "Комплекс шимпанзе"
Дрон
Другое важное кино научного фестиваля, к тому же и суперактуальное: примерно неделю назад случилась утечка военных документов Пентагона и Командования Специальных операций, показывающих масштаб и алгоритм применения Штатами беспилотников для уничтожения террористов и сочувствующих (точнее, тех, кого внесли в их списки по результатам аналитической работы) на территориях Йемена, Сомали и пакистанской зоны племен. Такая практика обходится дешевле физического захвата и дознания, а о том, насколько она эффективна, рассказывает вот это мрачное кино, чем-то похожее на самые грустные антиутопии. Если кратко – на каждого настоящего террориста среди жертв дронов, круглосуточно патрулирующих небо Пакистана, приходится около трех мирных жителей. Война, в которой полностью исключен человеческий фактор (операторы дронов, рекрутированные из геймеров, вообще не соотносят точки на экране с живыми людьми, чаще всего – детьми или работающими в поле крестьянами) превращается в чистое убийство. К тому же бессудное. В общем, будущее уже наступило и оно страшнее фильма "Особое мнение".
Кадр из фильма "Дрон"
Василий Корецкий