Форма поиска по сайту

Бедствие на судне: как действуют моряки в случае кораблекрушения

This browser does not support the video element.

Куда в случае бедствия эвакуируется экипаж военного корабля? Когда спасение утопающих дело рук преподавателей? Как в морском учебном центре ДОСААФ курсантов учат прыгать за борт? Подробнее об этом - в "Военном обозрении".

По подсчетам океанографов, в мире затонуло около одного миллиона судов. Большинство – по причине столкновений со скалами и подводными рифами, а в северных широтах – с айсбергами. Также причинами затопления являются выход из строя оборудования, возгорание и ошибки экипажа, столкновение с рифом из-за неверной оценки капитаном или штурманом положения судна. Пожар же на борту может возникнуть из-за того, что электропроводка находится в плохом состоянии.

И сегодня, несмотря на развитие технологий и наличие у моряков противоаварийных средств, датчиков, радаров, эхолотов, главной причиной крушений остается человеческий фактор.

По статистике в среднем за год на нашей планете опасности затонуть подвергается примерно 6 тысяч человек. Как считают сами моряки, реальный риск не выжить на море практически отсутствует. Это связано с тем, что предпосылки бедствия всегда универсальны и их можно вовремя предотвратить. Опытные моряки придерживаются мнения, что к катастрофе приводят не плохие погодные условия, а члены экипажа, неспособные их предвидеть и вовремя принять меры по их спасению.

Пройдя один курс подготовки в учебном центре ДОСААФ, молодые люди отправляются служить в вооруженные силы капитанами, судостроителями-механиками и водолазами. Также здесь готовят членов морских экипажей и сотрудников речного флота.

"Учебный центр ДОСААФ является одним из старейших в системе ДОСААФ. Создан он 20 мая 1957 года. И, в принципе, основной целью его создания было военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка юношей к службе в военно-морском флоте. В 1971 году Московский городской морской клуб ДОСААФ был преобразован в Московскую морскую школу. И в 1996 году к нам была присоединена еще Московская радиотехническая школа, и образовалась Московская объединенная морская радиотехническая школа. Два года назад мы получили нынешний статус", - рассказал заместитель директора Московского морского учебного спортивно-технического центра ДОСААФ России Владимир Печерников.

Фото: ИТАР-ТАСС

В первую очередь здесь учат соблюдать правила хорошей морской практики. По сути – это положительный опыт нескольких поколений мореплавателей. "Все работа наших учащихся связана непосредственно с морем, то есть они работают на судах, на буровых вышках. И элемент выживания - самый главный, он связан со спасением их жизни", - отметил старший инженер Московского морского учебного спортивно-технического центра ДОСААФ Николай Иванов.

Первый элемент, который отрабатывается на тренировках - надевание гидрокостюма, прыжок в воду, и позиция, наиболее благоприятная для сохранения тепла. Время пребывания в гидрокостюме в воде при температуре плюс 3 -5 градусов – до 6 часов. При этом эвакуация с корабля происходит только после того, как экипаж соберется в полном составе.

Пожар на корабле опасен прежде всего быстрым распространением дыма и огня через люки, двери и вентиляцию. Моментально нагреваются металлические палубы и переборки. Услышав крики о помощи, доносящиеся из задымленного помещения, члены экипажа за долю секунды облачаются в защитные костюмы, берут шланги и прокладывают дорогу пострадавшему, туша очаг возгорания.

Другим важным умением при кораблекрушении является оказание первой помощи. Любой матрос должен знать, как привести пострадавшего в чувства, как оценить его состояние, оказать доврачебную помощь и найти необходимые медикаменты.

"Существует несколько действий: по рации связываются с ближайшим судном и узнают, есть ли у них данные препараты, приспособления, приборы. Можно позаимствовать у этих судов. Если нет такой возможности, вызывается санавиация. Вертолетом человек доставляется в ближайший госпиталь для оказания помощи", - рассказал инструктор Московского морского учебного спортивно-технического центра ДОСААФ Петр Уткин. В учебном центре курсантов на интерактивных манекенах учат спасать людей. На манекенах установлен ряд датчиков, по которым можно контролировать легочную и сердечную реанимацию на всех ее этапах.

"Существуют также манекены, на которые можно накладывать бинты, жгуты, другие повязки при остановке кровотечения. Также ряд манекенов и макетов, на которых изображены внутренние органы и строение человека, чтобы водолаз представлял, какие органы системы могут поражаться", - отметил Уткин.

Так, чтобы сделать непрямой массаж сердца, надо нащупать место на 2 пальца ниже мягкого конца грудины. Затем положить туда ладони под углом 90 градусов и 15 раз надавить. После чего вдохнуть воздух в рот и продолжать массаж до тех пор, пока сердце не забьется.

Фото: ИТАР-ТАСС

Правилам морского поведения в учебном центре курсантов учат судоводители, матросы, врачи и водолазы с огромным опытом. "Все наши преподаватели, инструктора – это высококлассные специалисты, знающие свое дело. Среди них есть и бывшие офицеры военно-морского флота", - подчеркнул Печерников.

Основными врагами на флоте всегда считались паника и страх среди экипажа. История рассказывает о многих случаях выживания, даже когда, казалось бы, шансов совсем не было. Так, например, летчик Иван Куницын выжил, когда катапультировался в ледяное море и 40 часов греб руками на надувной лодке безо всякого специального оборудования.

"За мою службу самыми ценными наградами были две. Одна награда - за отличие в охране государственной границы Советского Союза. А вторая - награда за ликвидацию пожара 2010 года, которую я получил, работая в МЧС на реке Волге в городе Чебоксары. Мы спасали людей, когда был пожар. Население вывозили на наших катерах с одного на другой берег, спасая их от пожара", - рассказал Николай Иванов.