Кадр из мультфильма: "Лиса Патрикеевна"
Над созданием "Веселой карусели" трудились десятки художников-мультипликаторов, режиссеров, сценаристов и композиторов. Но мало кто знает, что у истоков альманаха стояли пять молодых энтузиастов – работников студии "Союзмультфильм" - Анатолий Петров, Галина Баринова, Геннадий Сокольский, Леонид Носырев и Валерий Угаров. Корреспондент M24.ru решила выяснить, как появился их знаменитый проект.
Мультипликатор, художник и режиссер Галина Баринова, работавшая на студии "Союзмультфильм" с 1956 по 1998 год, рассказала, кто навязывал сюжеты для выпусков "Веселой карусели" и как создавались мультфильмы "Мозаика", "Жирафа и очки" и "Кот Котофеевич".
- Галина Сергеевна, вы стояли у самых истоков создания "Веселой карусели". Вспомните, с чего все начиналось.- В 1968 году нас с Анатолием Петровым отправили на стажировку в Югославию, а их специалисты приехали в СССР. Они понаблюдали за процессом производства анимации и спросили, почему мы не являемся режиссерами? Дело в том, что у них художник, делающий мультипликат, уже мог выполнять режиссерские обязанности. Идею эту мы обсудили и пришли к директору с предложением создать свой тележурнал. Нам разрешили воплотить план в жизнь во многом благодаря тому, что тогда поощрялись творческие стремления молодежи. Большая удача, ведь это было время, когда режиссуру давали только заслуженным деятелям. Например, Федор Савельевич Хитрук получил ее в возрасте 43 лет. Таким образом, мы стали самыми молодыми режиссерами на студии.
Фото: ИТАР-ТАСС
- Какой вклад в создание "Веселой карусели" внес каждый из вашей дружной пятерки?- Все мы окончили курсы мультипликаторов, получив при этом и другие образования. Леонид Носырев – искусствоведческое, мы с Анатолием Петровым – полиграфисты, Угаров был музыкантом и архитектором. У нас были грандиозные планы. Например, Петров любил астрономию и хотел, чтобы дети тоже этим заинтересовались. Поэтому "Голубой метеорит" он сделал неслучайно. Геннадий Сокольский, который вместе с Хитруком срежиссировал "Винни Пуха", делал очень теплые детские мультфильмы. Угаров в своих мультфильмах создал отличное музыкальное сопровождение, а еще в его персонажах прослеживается определенная архитектурная точность. Мне же всегда хотелось, чтобы нарисованная картинка ожила и все поверили, что видят не треугольник, а кошку.
- От каких идей пришлось отказаться в процессе работы над "Веселой каруселью"?- Фильмы часто резали. У Анатолия Алексеевича обрезаны почти все картины. Так, финал купирован у "Веселого старичка", персонаж которого, по мнению сотрудников Госкино, слишком много смеялся. Чиновники выразили недовольство, мотивировав тем, что дети, которые будут сидеть в залах на бархатных креслах, могут не выдержать такого бурного веселья и обмочить сиденья.
Мне повезло, мои сюжеты не резали.
- Расскажите немного о первом выпуске "Карусели".- Он состоял из четырех сюжетов. Но был еще и пятый – заставка карусели с тремя персонажами. Музыку для заставки, как и для большинства сюжетов первого выпуска, написал композитор Шаинский.
Кстати, все премии за работу мы делили поровну, всегда защищали друг друга. Потому что только так можно было устоять, ведь никто нас не поддерживал.
- А какие новые техники использовали при создании альманаха?- Это скорее не техники, а изобразительные решения. Раньше были определенные стандарты анимации, поэтому персонажи из одного мультфильма часто перекочевывали в другой. И вот в СССР начали привозить зарубежную живопись, мы увидели произведения Пикассо, захотелось попробовать что-то эдакое. Вот Анатолий Петров, создавая "Рассеянного Джованни", вдохновлялся витражом Леже. Другой его мультфильм – "Голубой метеорит" – выполнен в стиле гиперреализма. Также применялась появившаяся тогда техника электрографии, когда не нужно было делать контур. У "Веселого старичка" контур по целлулоиду выполнен не пером, а кистью, что делало его живописным, как у комиксов.
Когда мы создали первый выпуск "Веселой карусели" на пленуме кинематографистов нас обругали. Председатель Госкино говорил, что мы используют детское кино как полигон для абстрактного искусства.
Кадр из мультфильма "Жирафа и очки"
- Галина Сергеевна, какие мультфильмы альманаха вам было делать интереснее всего?- Я вообще не люблю смотреть свои фильмы, всегда нахожу в них недостатки, заметные только мне. С большим удовольствием я делала "Мозаику". Но сейчас понимаю, что работать над ней нужно было иначе. Понимаете, на студии у нас была фабрика, приходилось давать работу сотрудникам цехов фасовки, контуровки, заливки. "Мозаику" же нужно было снимать под аппаратом, двигая под камерой кусочки, но не в коем случае не контуровать на целлулоиде.
Могу сказать, что большинство сюжетов мне в той или иной степени навязали редакторы, которые являлись правой рукой Госкино. "Мозаика" стала исключением.
- Как долго создавались выпуски "Веселой карусели"?- На каждый выпуск уходило 9 месяцев. Сначала выбирался сценарий, затем следовали три месяца подготовительного периода – выбирали эскизы, делали раскадровку, готовили реплики и музыку. Потом показывали Худсовету. И, наконец, шесть месяцев отводилось на само производство.
После нас "Карусель" не запускали целиком, а каждый сюжет давали отдельно. Мне такой принцип не очень нравился. Мы-то думали, что это будет мультипликационный журнал, который отличается от сборника. В сборник ведь можно включить все, что угодно. А журнал имеет свой пакет. Планировалось, что "Карусель" будет включать нравоучительную, мультипликационную части и завершаться комиксом. Последним являлся выпуск "Ну, погоди!". Идея которого понравилась редакторам. Вот они и предложили Вячеславу Котеночкину создать самостоятельный сериал. Так мы лишились одной полосы.
Основатели тележурнала сделали пять номеров "Карусели", а потом разбежались кто куда, каждый занялся собственными проектами – полнометражными мультфильмами.
Кадр из мультфильма "Ну, погоди!" Фото: ИТАР-ТАСС
- Ваш уход из "Веселой карусели" был логическим продолжением карьеры?- Да. Первый мой фильм после "Веселой карусели" - "Жирафа и очки" - был на стихи Ирины Пивоваровой. Потом появилась "Страшная история" по сценарию Александра Иванова. Также я работала с режиссером Виктором Мережко над серией русских-народных сказок. Сделали фильмы "Кот Котофеевич", "Лиса Патрикеевна", "Медведь – липовая нога" и "Волчище - серый хвостище". Все четыре работы сделаны в формате примитивного искусства. После мы перешли к сибирским сказкам – "Перфил и Фома", за основу которого я взяла русский изразец. Это такой толстый незавершенный контур и подкраска. Меня всегда больше привлекало изобразительное решение. Затем задумала фильм по старинной русской балладе "Когда песок взойдет", сценарий к которому написал Анатолий Петров. Фильм "Лев и девять гиен" делался перед самой перестройкой. Он стал современной социальной карикатурой.
Алла Панасенко